Для школьников младших классов головная боль, как правило, это исход перенесенного заболевания; чаще всего травматических повреждений черепа, воспалительные и объемные процессы головного мозга, эпилепсия...
В силу своих природных особенностей мальчишки чаще чем девочки дерутся, падают, и при этом получают черепно-мозговые травмы. Тяжелые повреждения головного мозга скрыть трудно. Они, как правило, требуют реанимационных мероприятий. А, вот, сотрясение головного мозга легкой степени может остаться без внимания со стороны взрослых. Тошнит? Ну, это понятно – опять съел чипсы, а у него гастрит. Нельзя! Голова болит? Это-то точно – переутомился! Слабость? Головокружение? Ну, опять не ел ничего с самого утра! А может быть повнимательней отнестись к этим жалобам? Спросить, как дошел от школы до дома? Почему такой грустный? Откуда синяк под глазом? Ведь головная боль после травмы будет «навязчивой подружкой» на долгие годы.
В старшем школьном возрасте пусковым механизмом головных болей служат переутомление, стрессы, высокий уровень личностной тревожности и, как следствие, головные боли напряжения. Замечено, что у девочек головная боль встречается чаще. Как правило, это тупая разлитая боль в области висков, которая нередко принимает хронический характер. У мальчиков боль – сжимающая, преимущественно в теменной области.
До настоящего времени окончательно не решен вопрос о том, как формируется в организме ощущение, определяемое, как головная боль. Некоторые авторы говорят о совместной регуляции иммунной и болевой чувствительности с вовлечением в процесс отдельных структур головного мозга (гипоталамус, хвостатое ядро, ядра шва...) Однако, теория иммунных механизмов головной боли пока недостаточно хорошо изучена.
Причиной головной боли напряжения по одной из теорий считается длительное напряжение скелетных мышц головы и шеи вследствие тревожности пациента. Спазм мышц проявляется болью в форме чувства сдавления, стягивания, ощущения «шлема» и т.д. Такая мышца недостаточно снабжается кровью. В ней накапливаются продукты обмена, которые не могут быть полностью выведены через венозную сеть, так как сама спазмированная мышца и сжимает сосуды. При этом мышца становится еще более болезненной и отечной.
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что в формировании головной боли напряжения определенную роль играют врожденные особенности личности и наличие хронического стресса.
Уважаемые родители! Наши дети перегружены дополнительными внешкольными занятиями. Они заняты с утра до вечера: школа, танцы, музыка, уроки, английский, бассейн, рисование, подготовка в ВУЗ... Я уверена – не каждый взрослый выдержит такое напряжение. Дети устают, не успевают. Взрослые раздражаются и незаслуженно обижают ребенка: «Он такой рассеяный, неповоротливый, медлительный! Ничего не хочет! Ему ничего не надо!» И это правда! Ему это не надо! У него не осталось времени на отдых. Именно такой ритм жизни ребенка, скорее всего, приведет его к головной боли.
Невролог: Гераскина Елена Петровна
Источник: www.moi-roditeli.ru
Неврология и нейрохирургия2011-7-8 23:47 |