В связи с этим стало актуальным внедрение клинико-анатомических моделей послеоперационного спаечного процесса брюшной полости (СПБП).
Целью нашего исследования явилось разработка и апробация нового способа моделирования СПБП в условиях эксперимента. Исследования проводились на двух сериях белых крыс - самцах линии Вистар по 20 животных в каждой.
В первой серии воспроизводилась комбинированная модель спаечного процесса. В стерильных условиях под ингаляционным наркозом производилась срединная лапаротомия. Париетальная брюшина вентральной брюшной стенки справа и слева отслаивалась и иссекалась на площади 1 см2 с каждой стороны. После этого в рану выводился органокомпекс, состоящий из петель тонкого и толстого кишечника. На основание органокомплекса накладывалось латексное кольцо диаметром 0,5 см на 30 минут. По истечении времени экспозиции органы брюшной полости, париетальная брюшина (в т.ч. десерозированные поверхности) обрабатывались 0,1% спиртовым раствором перманганата калия. Следовательно, брюшина подвергалась комплексу различных по природе воздействий: ишемии, высушиванию, механическому и химическому повреждению.
Во второй серии использовалось лишь механическое повреждение париетальной и висцеральной брюшины. Слепая кишка и подлежащий к ней участок вентральной стенки (диаметром 1 см2) подвергались дозированной скарификации с помощью специального устройства.
Животные обеих серий выводились на 14 сутки после моделирования спаек путем передозировки эфирного наркоза. Во время аутопсии спаечный процесс оценивался визуально и с помощью метода симантического дифференциала (СД).
К этому сроку в первой серии спаечный процесс имел диффузный характер и методом СД составил 3,17± 0,14 балла (P
Хирургия2011-6-20 14:34 |