Чтобы успешно учиться, ребенок должен овладеть набором зрительных навыков, таких как точная фиксация взора, аккомодация (фокусирование изображения), бинокулярное зрение, конвергенция (поворот глаз), периферическое (боковое) зрение и центральный анализ (распознавание изображений). Работа с компьютером требует некоторой перестройки в работе всех этих механизмов по сравнению с другими видами зрительной деятельности. Это представляется особенно опасным для детей, чья зрительная система еще продолжает формироваться. Дети могут испытывать многие симптомы, характерные для профессиональных операторов персональных компьютеров. Длительная работа за монитором может привести к раздражению глаз, утомлению, затуманенному зрению, головным болям. Однако если у взрослых все неприятные ощущения в большинстве случаев рано или поздно проходят, у детей они могут привести к серьезным функциональным нарушениям в работе зрительной системы.
В последние годы офтальмологи отмечают увеличение числа пациентов, жалующихся на характерные симптомы зрительного утомления при работе с компьютером. Американская ассоциация оптометристов ввела понятие "компьютерный зрительный синдром" (Computer Vision Syndrome), которое включает в себя "комплекс зрительных и глазных симптомов, проявляющихся при работе с компьютером". Симптомы, сопутствующие этому состоянию, чаще всего включают чувство утомленности глаз, туман перед глазами, головную боль, покраснение глазных яблок, боль в шее, спине, двоение видимых предметов, избыточную световую чувствительность. Исследования доказали, что осанка детей может изменяться под влиянием зрительного напряжения, поэтому нарушения осанки также можно отнести к проявлениям компьютерного зрительного синдрома. У детей причины возникновения компьютерного зрительного синдрома заключаются в неправильных условиях освещенности рабочего места, незнании норм работы с компьютером, существующих аномалиях рефракции глаза.
К сожалению, дети зачастую имеют ограниченную степень самоконтроля. Многие из них продолжают заниматься интересным делом с большой сосредоточенностью вплоть до полного истощения ресурсов зрения (например, часами играть в видеоигры без перерывов). Длительная активность без существенных перерывов на отдых может вызвать спазм аккомодации, раздражение глаз, утомление всех отделов зрительной системы.
Проблемы с аккомодацией (фокусированием изображений на сетчатке) могут возникнуть в результате длительного рассматривания близкого объекта, каким является книга или экран компьютера. В некоторых случаях цилиарная мышца глаза, отвечающая за оптическую фокусировку, настолько приспосабливается к наблюдению предмета на фиксированном расстоянии, что уже не может свободно адаптировать оптическую силу глаза к рассматриванию другого объекта. Иногда цилиарная мышца остается в таком фиксированном (спазмированном) состоянии долгое время после окончания работы. Раздражение глаз может возникнуть из-за недостаточного увлажнения глазного яблока слезами в связи со слишком редким морганием. Чрезмерная концентрация внимания, сопровождающая работу с компьютером, подавляет моргание. Кроме того, видеомонитор обычно расположен в поле зрения выше, чем книга или лист бумаги, поэтому верхние веки открываются шире и уровень испарения слезной жидкости повышается, что приводит к высыханию и раздражению глаз.
Дети наделены высокой приспособляемостью. Наряду с положительными аспектами этого явления, существует и отрицательный: дети часто не замечают проблем, на которые бы обратили внимание взрослые. Например, глядя на экран монитора, на котором видны блики, они даже не задумаются о необходимости поменять положение экрана или отгородить его от источников света Кроме того, дети могут не придать значения ухудшению зрения, вызванному развивающейся близорукостью или дальнозоркостью, полагая, что все люди видят так же, как они. Ухудшение зрения почти всегда приводит к повышению утомляемости, а дальнозоркость может вызывать зрительное утомление, даже если при этом ребенок видит хорошо.
На рабочем столе мониторы обычно располагают с расчетом на взрослого, и детям приходится смотреть на экран снизу вверх, в то время как наиболее естественным и комфортным считается взгляд вниз под углом в 15 градусов. Это несоответствие может вызвать проблемы с балансом глазодвигательных мышц. А если учесть, что детям бывает трудно дотянуться до клавиатуры, становится понятным, почему после работы с компьютером у них болят руки, шея и спина.
Освещению в школьных классах зачастую придается слишком малое значение, будь то обычная классная комната или кабинет информатики. Нужно помнить, что для комфортной работы поле зрения ребенка должно быть свободно от световых бликов и ярких источников света. Освещение должно предупреждать проблемы со зрением, а не способствовать их возникновению.
Прежде всего, свет не должен быть слишком слабым. Недостаточное освещение приводит к головным болям, преимущественно в области лба, возникающими в середине или конце дня. Эти боли обычно отсутствуют сразу после сна, в выходные имеют иной характер по сравнению с будними днями, и могут иметь разную интенсивность справа и слева. Такие симптомы, как чувство усталости, двоение изображений, покраснение глазных яблок, также могут возникать из-за недостаточного освещения. Слишком яркий свет также может понизить качество восприятия визуального материала, особенно представленного на экране монитора: глаз будет уставать из-за необходимости приспосабливаться к разным уровням освещенности. Вот почему рекомендованный уровень освещенности в компьютерном классе вдвое меньше уровня, рекомендованного для офисов и обычных классных комнат.
Немаловажное значение имеет спектр света. Он влияет на работоспособность, зрительную и умственную продуктивность. Лампы, снабженные специальными светофильтрами, имитирующими естественную цветовую гамму полуденного солнца, заметно улучшают самочувствие учеников. Оптимальное освещение - это цель, трудно достижимая на практике из-за ограниченных бюджетов и строгой экономии средств. Однако следует учесть, что примерно 86% общей стоимости освещения приходится на оплату электроэнергии, и лишь 3% составляет стоимость лампы. Поэтому более экономично является покупка не дешевых, а качественных светильников, сберегающих электроэнергию. Родители, чьим детям так или иначе приходится работать с компьютером, в свою очередь, должны помнить следующее:
1. Ребенок должен регулярно посещать прием окулиста. Своевременный осмотр врача поможет выявить нарушения в работе зрительной системе на ранней стадии их развития. При необходимости оптическая коррекция и визотерапия помогут ребенку хорошо видеть без напряжения. Это необходимо не только для комфортной работы с компьютером, но и для успешного выполнения других видов деятельности. Особенно важно регулярно определять остроту зрения вблизи.
2. Нужно строго ограничить время работы ребенка с компьютером. Каждый час нужно делать десятиминутный перерыв. Это снижает вероятность спазма аккомодации и раздражения глаз. Также полезны более короткие и частые перерывы, рекомендуемые американскими врачами по правилу 20/20/20: каждые 20 минут в течение 20 секунд смотреть вдаль на 20 футов (приблизительно 6 метров - Прим. перев.).
3. Тщательно проверьте правильность установки компьютера. Ребенок должен легко дотягиваться до клавиатуры и смотреть на монитор сверху вниз. Можно посоветовать приобрести стул с регулируемой высотой сидения и сделать подставку для ног.
4. Убедитесь в отсутствии бликов на экране. Окна и другие источники света не должны быть видны непосредственно с рабочего места. Чтобы достичь этого, возможно, придется зашторить окна, повернуть стол или монитор. Если очевидных бликов нет, удостоверьтесь в этом еще раз: поместите зеркало параллельно плоскости экрана и убедитесь, что в него не видны источники света.
5. Постарайтесь, чтобы общий уровень освещенности в комнате соответствовал светимости экрана. В домашних условиях это обычно достигается очень просто. Рекомендуется приобрести осветительные приборы, снабженные плавным регулятором яркости свечения.
В заключение скажем несколько слов о влиянии физических излучений на здоровье пользователей. Многие годы считалось, что электромагнитное излучение видеомонитора является источником заболеваний глаз и всего организма. На сегодняшний день уровень излучения современных мониторов намного ниже всех международных стандартов и рекомендаций. Ультрафиолетовые лучи также не могут оказать какого-либо заметного влияния на здоровье, поскольку они рассеиваются на расстоянии менее четырех дюймов (десяти сантиметров - Прим. перев.) от поверхности экрана.
Джеффри Аншел
Пер. с английского Евгения Чухарева
Источник: Градусник.ру
Офтальмология2011-6-20 13:02 |