20.02.2003 на заседании правительства был принят проект второй после пенсионной кардинальной реформы соцстраха - ОМС (подробнее см. Ъ от 20.02.2003). Как ни странно, обсуждение прошло спокойно. Может, потому, что идея реформирования ОМС хорошо выдержанна - чиновники ругались по этому поводу весь прошлый год. Проект не раз снимался с рассмотрения кабинетом министров. "Ситуация была накалена до предела, - вспоминает глава социального департамента правительства РФ Евгений Гонтмахер. - Но к моменту обсуждения разногласия постарались снять". Обычно в итоге таких обсуждений появляется компромиссный документ, который невозможно применить на практике.
В итоге вчерашней дискуссии в правительстве был принят именно такой проект. Другого и не ждали - дискуссия чиновников затянулась настолько, что в минувший понедельник в конфликт вмешался Владимир Путин. Президент захотел увидеть принятый пакет по реформе ОМС к концу недели. Правительство выполнило это требование: концепция новой реформы социальной сферы принята в целом.
Одобрен также проект постановления, за которым, по сведениям Ъ, особо тщательно следила администрация президента, - "О дополнительном финансировании расходов на оказание адресной медицинской помощи в 2003 году". Этот проект предполагает проведение в этом году эксперимента, который должен стать фундаментом будущей реформы. В его основе новая система финансирования ОМС неработающих граждан. Оплату медуслуг этой категории в этом году профинансирует Пенсионный фонд России (ПФР) (подробнее см. Ъ от 20.02.2003).
Однако соль эксперимента в том, что в программе обязательно должны участвовать регионы: ПФР даст денег только тогда, когда губернаторы регионов заплатят за неработающих равнозначные средства. Ведь деньги в системе огромные, более 200 млрд. руб. в год. Но, судя по бюджету здравоохранения, на оказание услуг по ОМС тратится меньше половины. Остальное губернаторы распределяют на "иные цели". Поэтому субъекты, отказавшиеся от участия в программе, по сути, окажутся в оппозиции к президенту - их заподозрят в несанкционированных тратах средств, которые должны идти на финансирование самой незащищенной категории - пенсионеров. Поэтому в кулуарах эксперимент расценивают в том числе и как жесткий административный ресурс, создаваемый перед выборами.
Сама концепция реформы ОМС выглядит вполне сенсационно. В 2005 году люди смогут отказаться от государственной системы в пользу частной и приобрести полис коммерческого страховщика. Но условия перехода не проработаны. Взносы в систему ОМС, которые уплачиваются в рамках соцналога, можно будет частично компенсировать. Но размер этой компенсации концепция не определяет. И у министров на этот счет разные мнения. Так, министерство Германа Грефа выступает за 50% вычет из ЕСН. "Можно разрешить компенсировать до 100% взносов, - считает министр труда Александр Починок. - Ведь из тех средств, которые поступают сегодня в систему ОМС, оплачивается обслуживание тех, кто не делал взносы в эту систему. Когда-нибудь этот собес должен закончиться".
Предполагается, что финансирование системы будет кардинально изменено. Но непонятно, удастся ли покрыть дефицит, который возникнет в начале реформы. "Предложенный коэффициент централизации средств еще будет обсуждаться, - заявил председатель ПФР Михаил Зурабов. - Без этих расчетов невозможно определить, сколько можно будет забрать из государственной системы".
Работодателям удастся сэкономить, но непонятно сколько. "Тарифы и размер компенсации ЕСН не определены, и о выгоде говорить пока рано, - заявил Ъ гендиректор КСОРР Олег Еремеев. - Предложенный проект концепции не решит тех проблем, которые встанут перед системой обязательного медицинского страхования. Они могут быть решены только при переходе на реальное страхование".
Частные страховщики получат огромный финансовый поток, но непонятно, на каких условиях. Как ранее заявлял глава группы "Согласие" Игорь Жук, страховщикам обещали участие и в пенсионной реформе. Однако из нее они выпали. Впрочем, как заявил Ъ замгендиректора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов, "это уже технические вопросы, которые нас не пугают". Главное, по его словам, сделано - правительство одобрило возможность выбора между государственной и частной системой.
В общем, неопределенностей много. Поэтому в замечаниях к проекту по итогам вчерашнего заседания часто мелькает слово "уточнить". Но уточнять чиновники будут при подготовке законопроектов и нормативных актов, которые необходимы для полноценного начала реформы. "По факту концепцию возвращать не будут, - объяснил Евгений Гонтмахер. - Все замечания должны быть учтены при подготовке законов". Когда об этом заходит речь, чиновники тяжело вздыхают. Не только потому, что нужно принять более десяти новых законов, многочисленные поправки и нормативные акты. А потому, что при обсуждении этих документов начнутся новые споры. И тут отделаться расплывчатыми формулировками уже не удастся. Потому что законы, в отличие от концепции, должны работать.
Правительство обсудило ипотечное кредитование.
20.02.2003 на заседании правительства РФ был также рассмотрен вопрос об ипотечном кредитовании. Ключевая роль в принятых решениях в развитии системы ипотечного кредитования уделяется Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Были приняты решения об увеличении уставного капитала АИЖК и о предоставлении под его заимствования гарантий правительства, согласно бюджету.
Также правительство решило, что необходимо доработать проект поправок к законопроекту "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах" и представить их в правительство в течение двух недель. Было решено, что Госстрой, МЭРТ, Минфин, МАП и ФКЦБ с участием ЦБ доработают план подготовки проектов нормативных актов и иных документов и предоставят их до 01.04.2003. Проведение политики в отношении ипотечного кредитования возложено на правительственную комиссию по жилищной политике во главе с Виктором Христенко.
Источник: Pharmindex.ru
Новости медицины2011-6-17 17:32 |