Автомобили и промышленность душат москвичей и пригороды

Автомобили и промышленность душат москвичей и пригороды

Среди наиболее часто встречающихся – бензопирен, диоксид азота, фенол и формальдегид – канцерогенные и высокотоксичные. Безусловный лидер среди них – бензопирен – результат неполного сжигания органического топлива, а попросту – выхлопной газ от двигателей автомобилей и технологических линий на предприятиях.

– По нашим подсчетам, – говорит Николай Попов, эксперт Росгидромета и соавтор исследования, – в 2004 году концентрация бензопирена может вырасти в 3–3,5 раза. И по остальным показателям сокращения вредных выбросов также не предвидится.

Все посторонние вещества, отравляющие воздух, по данным ВОЗ, способствуют возникновению у москвичей болезней дыхательных путей и крови, а также онкологических заболеваний.

Самые грязные

Самыми грязными оказались Южный, Юго-Восточный и Центральный округа. Центр бьет все рекорды. По возрастанию уровня токсичности наиболее загазованные его места – Сухаревская площадь, Садовая-Кудринская улица и площадь трех вокзалов. Впрочем, чистотой не блещут и Можайское шоссе, Ивантеевская улица, Варшавское шоссе и частично – Рублевское шоссе. На их долю приходится до 57 процентов загрязнения воздуха автомобилями.

Не меньше отравляют атмосферу и столичные предприятия. По данным Мосэкомониторинга, предоставившего результаты наблюдений Росгидромету, к числу наиболее токсичных предприятий относятся: нефтеперерабатывающий завод, Курьяновская станция аэрации, коксогазовый завод в Видном и два мусоросжигающих завода.

– В 2000–2002 годах основное недовольство жителей Южного округа вызывали выбросы мусороперерабатывающего завода №3, расположенного на улице Подольских Курсантов, 22, – говорит Анна Доброхотова, эксперт Мосэкомониторинга. – В 2003 году москвичи все чаще жалуются на выбросы мусороперерабатывающего завода №2 на Алтуфьевском шоссе, 33.

Всего, по ее словам, в 2002–2003 годах в оперативную экологическую службу Департамента природопользования правительства Москвы поступило 294 жалобы. Чаще жалобы идут из Подмосковья. К экологам за помощью обращаются жители самых экологически грязных городов Московской области – Щелкова, Клина, Мытищ, Коломны. В них ПДК вредных веществ в воздухе превышена в 2,2–5,1 раза.

Самые чистые

Западный и Северо-Западный округа столицы признаны относительно чистыми районами. Однако и здесь предельно допустимые нормы выбросов нарушаются, но всего лишь в 0,5–1,3 раза, что уже считается чуть ли не экологической стерильностью. Юго-Запад, традиционно считающийся престижным, утратил позиции лидера за счет растущего в его зоне строительства. Этот район столицы (наряду, кстати, с Западом) вышел в лидеры по числу вырубок зеленых насаждений и строительству на территории парков и даже заповедников.

Одновременно московское правительство разрабатывает новую программу экологической безопасности, впервые предусматривающую сокращение масштабов строительства.

– Основной постулат программы, – сообщила «Столичной» заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии Москвы Анна Курбатова, – сужение сектора хозяйственной деятельности в городе и увеличение числа озеленительных программ ради улучшения экологии и качества жизни москвичей.

Как быть

Исходя из исследований, которые показали, что основными загрязнителями атмосферы являются автомобили, Росгидромет считает основным способом понижения уровня загрязнения установку на двигатели автомобилей нейтрализаторов выхлопных газов. Как объяснили «Столичной» в Мосэкомониторинге, осуществление такой программы обойдется в пять-семь миллионов долларов. Федеральное правительство, в частности Министерство промышленности, науки и технологий, уже обеспокоилось выпуском машин с пониженным содержанием загрязняющих веществ в выхлопных газах. С 2004 года автозаводы должны были перейти на использование двигателей, укладывающихся в нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах «Евро-2». А уже к 2008 году российские машины должны вписаться в нормы «Евро-4».

А столичное правительство на осуществление новой экологической программы выделяет 7 млрд 829 млн рублей, что на треть больше, чем на экологическую программу 1998–2002 годов. Причем цифра не окончательная. Как удалось выяснить «Столичной», Департамент природопользования московского правительства, разрешающий или заворачивающий то или иное строительство, впредь намерен «зеленым» налогом облагать строительные организации. Его принцип прост: хочешь строить – внеси взнос на озеленительные программы. Так, за счет поступлений, в том числе и от нового налога, экологи планируют превратить гигантскую промышленную зону, прилегающую к парку «Коломенское», в природный заповедник, а зараженную почву центра столицы, где не приживаются зеленые насаждения (особенно Кутузовский и Ленинский проспекты) – вылечить.

В некоторых местах предстоит замена пятидесятисантиметрового слоя грунта. Однако слухи о том, что эти программы лягут на плечи хозяйственников и строительного комплекса города, вызвали в их среде глухое недовольство. Дело в том, что стройкомплекс планирует увеличение плотности застройки в столице еще на 30–40 процентов.

Источник: Stog.ru

Темы: #программы #шоссе #вредных #нормы #столицы #выхлопных #округа #веществ

2011-6-20 12:24