Малыша, имеющего симптомы аутизма, можно выделить среди остальных по его взаимодействию с окружающими и, во-первых, с матерью. В самых ранних реакциях младенца, тесно связанных с адаптацией, просматриваются особенности душевного неблагополучия. Рассмотрим эти проявления подробнее.
а) Одной из форм реагирования на первых порах жизни ребенка, которые необходимы для адаптации, является зависимость от прикосновений рук матери. Как рассказывают многие матери детей, страдающих аутизмом, у них это становилось настоящей проблемой. Невозможно было выбрать положение, удобное одновременно и матери, и ребенку во время кормления, укачивания, и когда ребенок просто на руках. Малыш был не в состоянии находиться в естественной и удобной позе. Он мог быть расслабленным, словно растворялся в руках, или же наоборот, держался слишком напряженно, его тело могло быть как-будто бы из металла. Это напряжение отражалось на матери таким образом, что, как выразилась мать одного ребенка, после того, как малыш посидел у нее на руках, это напряжение превратилось в болевые ощущения в ее теле.
б) Следующая форма самого раннего приспособления в поведении малыша - взгляд малыша, зафиксированный на лице матери. Обычно дети рано интересуются лицом человека, ведь это наиболее сильный раздражитель. Малыш в течение своего первого месяца жизни проводит большую часть бодрствования, поддерживая зрительный контакт со своей матерью. Как известно, визуальный контакт, перетекающий в общение, является почвой для развития следующих форм коммуникабельности.
Признаком раннего аутистического развития является состояние ребенка, когда он избегает смотреть в глаза, или его визуальный контакт ограничивается минимальным интервалом времени. По рассказам близких родственников тех детей, диагнозом которых является аутизм, встретиться взглядом с таким ребенком было невозможно не потому, что его взгляд не фиксировался, а по той причине, что он смотрел будто бы сквозь объект, находящийся в поле зрения, мимо него. Интересно, что иногда аутичный ребенок направляет внимательный взгляд на лицо взрослого, так как лицо - наиболее притягательный объект и для такого ребенка.
Проблема в том, что ребенок не может задержать внимание на лице дольше, поэтому происходит чередование фаз быстрых взглядов с переведением внимания на лицо.
в) При нормальном развитии малыш может принимать предвосхищающую позу, как проявление естественной приспособительной реакции. Он поднимает ручки, когда над ним склоняются, чтобы взять к себе. Как показали исследования, многие аутичные дети не имели привычки к такой позе, которая выражалась бы достаточно отчетливо. Это свидетельствует об их равнодушии относительно пребывания на руках у матери, и более того, о дискомфорте от этого.
г) Проявлением благополучного аффективного развития малыша считается своевременное проявление реакции с улыбкой, которая адресуется близким. Каждый аутичный ребенок улыбается в ответ на живые раздражители, но, как отмечают родители, улыбка аутичного малыша возникала не от их присутствия или их общения с ребенком, а от некоторых других впечатлений, воспринимаемых органами чувств: прослушивания мелодии, созерцания красивых картинок, приятных тактильных ощущений, и так далее.
Некоторые дети, имеющие симптомы аутизма, не были склонны в раннем возрасте к состоянию восприятия улыбки другого, переходящего в ответную улыбку. Традиционно эта детская особенность уже развита в возрасте около трех месяцев и имеет название «комплекса оживления»: это начальный этап развития коммуникабельности ребенка, когда ему доставляет радость не только появление взрослого (что видно по улыбке, активным телодвижениям, радостному восклицанию, задержке взгляда на лице близких), но и следует потребность в общении. Если взрослый проявляет слабую реакцию на его потребность, ребенок расстраивается. При развитии аутизма можно наблюдать пресыщение ребенка реакцией взрослого, "передозировка" непосредственного контакта, и ребенок желает отстраниться и прекратить уже начатый контакт с взрослым.
д) В связи с тем, что мать, или человек, который ухаживает за ребенком, и эмоционально, и физически выполняет роль посредника между ним и окружающим миром, ребенок хорошо видит разницу в выражениях его лица. Как правило, при достижении 5 - 6-месячного возраста, ребенок обладает такой способностью, хотя эксперименты подтверждают ее наличие и у некоторых новорожденных.
В том случае, когда аффективное развитие происходит неблагополучно, ребенок испытывает затруднение в различении одного выражения лица близкого человека от другого выражения. Имеются случаи неадекватной реакции на определенное эмоциональное выражение лица постороннего человека. Когда кто-то смеется, аутичный ребенок может заплакать, и наоборот, смеяться, когда другие плачут. Из этого следует, что ребенок способен улавливать в большей степени не качество или значение той или иной эмоции, а силу раздражения, что можно в норме наблюдать лишь на самом раннем этапе развития. Таким образом, аутичный ребенок, перешагнувший шестимесячный срок развития, может на громкий смех близкого или постороннего человека отреагировать испугом.
Чтобы адаптироваться, ребенок должен научиться проявлять эмоции, разделять свое состояние с близкими. После двух месяцев с рождения ребенок начинает проявлять данные способности. Матери легко дается управление состоянием собственного ребенка, ведь она отлично разбирается в том, когда и как его утешить, удалить неблагоприятные раздражители, успокоить или развеселить. При неблагополучном аффективном развитии матери детей более старшего возраста при всем своем опыте затрудняются определить истинный оттенок эмоционального состояния аутичного ребенка.
е) Как свидетельствует опыт нормального психического развития ребенка, для него имеет значение явление привязанности. Именно привязанность служит основой для постепенного усложнения и развития отношений ребенка с окружающими. Как было сказано выше, среди главных признаков образования привязанности является умение младенца определять близких из группы присутствующих, и конечно же, ребенок предпочитает ухаживание матери всем остальным, а разлуку остро переживает.
На нормальное формирование привязанности может повлиять отсутствие единственного близкого человека, например, в случае разлуки с матерью в период первых трех месяцев после рождения. Специалисты называют данное явление госпитализмом. Госпитализм наблюдается у детей, воспитание которых осуществляется в детском доме. Первое отличие этих детей от остальных - отчетливые психические нарушения, выражающиеся тревогой, которая сменяется апатией с течением времени, падение жизненной активности, пребывание в состоянии примитивной формы самораздражения (качание, сосание пальцев, кивание головой), проявление безразличия к взрослому, пытающемуся войти с ребенком в эмоциональный контакт.
Продолжительные состояния госпитализма влекли к возникновению телесных расстройств различного типа.
Следует учесть, что при госпитализме очевидна внешняя причина, повлекшая нарушение формирования привязанности, то есть, отсутствие матери. В случае же с ранним детским аутизмом данное нарушение вызвано особыми закономерностями в аффективном и психическом развитии аутичного малыша, когда он не поддерживает естественное стремление матери для формирования привязанности. Иногда такое явление не достаточно заметно, и родители могут не видеть никаких отклонений в строящихся отношениях с собственным ребенком. К примеру, ребенок узнает и выделяет близких по каким-то формальным понятиям. Он желает проводить с матерью время и предпочитает ее присутствие, но его привязанность при этом будет существенно отличаться от нормы, принимая неадекватные формы в более сложных эмоциональных контактах.
Проанализируем более характерные случаи с особенностями формирования привязанности аутического склада психики ребенка. Привязанность ребенка к единственному человеку проявляется чрезмерно, напоминая примитивную связь симбиоза (способ взаимозависимого существования). Впечатление такое, будто бы ребенок физически не может отделиться от своей матери. Привязанность этого вида может проявляться при негативном опыте отделения от матери. Минимальный намек на разделение с матерью может вызвать острую реакцию на телесном уровне. По одному из примеров, ребенок семи месяцев, оставаясь с бабушкой, реагировал на уход матери в течение нескольких часов повышением температуры и рвотой, отказывался от еды. У малыша с нормальным развитием в таком возрасте тоже появляется тревога, беспокойство, плач, если мать покидает его, но реакции не достигают столь значимого для жизни уровня. Внимание ребенка можно отвлечь, перевести на общение с другими людьми, предложить заняться любимым занятием, игрой. Аутичный ребенок, обладая такой сложной реакцией на временную разлуку с матерью, может не подавать признаков своей привязанности в то время, когда она находится с ним рядом.
Ребенок не проявляет желания общаться, вместе играть, он не стремится разделить с матерью свои положительные эмоции и даже не реагирует на ее обращение. Связь этого типа характеризуется тем, что малыш не готов потерять мать из поля своего зрения (ей не представляется возможным выйти из комнаты или закрыть дверь в туалет). Временами ребенок выделяет кого-то из членов семьи, не подпуская к себе одновременно других. Но в дальнейшем развитии его отношений с окружающими ребенок может выбрать другого человека на роль того единственного, которого он подпустит к себе, например, бабушка. После такой замены мамы на бабушку малыш отказывается от взаимоотношений с матерью, может не замечать ее.
Признаки болезни Дауна проявляются также недолгими отрывками. В такой атмосфере эмоциональная связь с матерью строится по принципу раннего выделения мамы среди остальных близких родственников. При этом ребенок проявляет к матери довольно сильную, но сокращенную по времени реакцию. Малыш приходит в восторг, смотрит любящими глазами, но после этого момента яркая вспышка любви исчезает, а вместо нее наступает полное равнодушие, и ребенок не поддерживает мать в ее попытках наладить с ним контакт, эмоционально объединиться с ним.
Возможно, что в отношениях с ребенком задержится какой-то один человек на долгое время, выполняя роль объекта привязанности. Случается, признаки такой привязанности начинаются после исполнения года или полутора лет ребенку. Малыш радует окружающих одинаковой по силе эмоций расположенностью. Про этого ребенка говорят, что он "сияет", ко всем идет "на ручки". Такое явление может наблюдаться не только в первые месяцы после рождения (при нормальном формировании и достижении высшей точки своего расцвета так называемый «комплекс оживления» и подобная реакция может быть спровоцирована любым из окружающих), но и в более поздний период, когда нормальным восприятием считается осторожность или смущение перед малознакомым человеком и малыш стремится находиться возле мамы поближе. Обычно у детей этого типа не бывает страха перед незнакомыми людьми, который так характерен для возраста около семи-восьми месяцев. Они имеют вид предпочтительного общения с чужими людьми, при них эти дети раскрепощаются и кокетничают, их общение бывает намного активнее, чем с близкими и родственниками.
По материалам Елены Баенской, кандидата психологических наук, специалиста Института коррекционной педагогики РАО,
Выдержка из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»
2011-10-11 12:08 |