Совокупность факторов, угнетающих естественный иммунитет, во многих случаях не позволяет избежать соответствующих осложнений. Среди последних у онкологических больных преобладают бактериально-вирусные осложнения (пневмонии, сепсис, дерматиты, менингиты, герпетические поражения). Лучевая терапия в зависимости от зоны облучения нередко осложняется заболеваниями сердечно-сосудистой системы (острые и хронические перикардиты, радиационный фиброз миокарда, ускорение развития коронарного атеросклероза). Со стороны дыхательной системы при данном виде терапии может возникнуть лучевой пневмонит, хронический рестриктивный фиброз клетчатки средостения или других зон лучевого воздействия.
Полихимиотерапия опухолей, особенно при введении антибиотиков антрациклинового ряда, может осложняться кардиомиопатией, а терапия с применением комплексных соединений, включающих тяжелые металлы (соединения платины) может осложняться поражением почек. Одним из тяжелых и достаточно частых осложнений кортикостероидной терапии у онкологических больных являются язвенные поражения желудочно-кишечного тракта иногда с обильным и даже смертельным кровотечением. Наконец, наиболее грозным и возрастающим в последние годы осложнением противоопухолевой терапии является возникновение вторых опухолей, как совокупного результата приобретенного иммунодефицита и индуцирующего действия противоопухолевых средств, обладающих в большинстве случаев канцерогенным эффектом. Наиболее часто последнее осложнение наблюдается при лечении лимфогранулематоза в виде метахронного возникновения острых миело-монобластных лейкозов пли солидных злокачественных новообразований (раков, сарком различной локализации).
Определенное количество указанных выше патологических состояний у онкологических больных - паранеопластический синдром, другие виды осложнений течения и терапии опухолей нередко проходят мимо внимания клиницистов или не оцениваются ими в должной мере в ходе развития болезни и ее возможном неблагоприятном исходе. В части случаев такие осложнения начинают превалировать в клиническом течении основного заболевания, а в некоторых и определять ведущие механизмы танатогенеза. Особого внимания в этом отношения заслуживает ДВС-синдром, весьма часто развивающийся у онкологических больных в послеоперационном периоде, а иногда и во время самой операции. Таким образом , определенная часть патологических явлении и процессов, возникающих у онкологических больных, сопровождающих и осложняющих основное заболевание, объективно регистрируется в основной своей массе только патологоанатомом и входит в расширенный и уточненный клинико-анатомический диагноз.
Комплекс патологических процессов, включающий основное онкологическое заболевание (с индивидуальными особенностями его течения), осложнения течения и терапии основного заболевания, фоновые и сопутствующие болезни с их индивидуальным проявлением и возможными осложнениями, в том числе и ятрогенного характера, в случае летального исхода обычно и служат объектом исследования патологоанатома. Причем вся сложная совокупность патологических процессов и состояний является не только объектом регистрации, но и предметом всестороннего научного исследования в целях выявления природы и механизма возникновения каждого из этих болезненных состояний для выбора и разработки адекватных методов их профилактики и терапии.
Этот раздел патологической анатомии в современной онкологической клинике носит менее специфический характер и в значительной мере сближается с основными задачами общей патологии. Эффективное развитие данного раздела патологической анатомии невозможно в отрыве от клиники, он может совершенствоваться только в тесном взаимодействии патологов с представителями других специальностей, занятых лечебно-диагностическим процессом.
Как известно любая научная дисциплина или профессиональная область знания для обмена информацией и обозначения специфических процессов и явлений оперирует своим собственным языком, т. е. пользуется определенной терминологией. Совокупность терминов, применяемых для обозначения специфичных для дисциплины процессов и состояний, называют номенклатурой.
Научный язык так же, как и общечеловеческий, живет и видоизменяется по мере развития и прогресса науки, соответствующей ее отрасли или дисциплины. Как правило, номенклатура увеличивается в объеме за счет появления новых терминов для обозначения вновь открытых (обнаруженных) структур, процессов, явлений. Номенклатура трансформируется за счет утраты части терминов (устаревших или преобразованных за счет уточнения), и также в в связи с видоизменяющейся систематикой самой номенклатуры. Всякая научная, профессиональная номенклатура для удобства пользования (разделения или обобщения) должна быть систематизирована, т. е. разбита на особые группы терминов (рубрики, классы, категории) для анализа получаемой научной или клинической информации. Получение объективной научной информации требует соблюдения условии возможности сопоставления со сведениями, получаемыми из других источников и воспроизведения результатов. Такой эффект может быть достигнут только при унификации терминов (номенклатуры), применяемых для обозначения одних и тех же понятии при использовании единых принципов систематики (классификации). По существу этими принципами в настоящее время пользуются все разделы науки, в том числе и онкология.
По-видимому, первой серьезной попыткой создания всесторонней классификации онкологических болезней следует считать “Руководство но номенклатуре опухолей и их кодированию (MOTNAC)” или Гистогенетическую классификацию опухолей, подготовленную и опубликованную в 1951 году Американским Онкологическим обществом. В 1956 году ВОЗ приступила к реализации Проекта подготовки и публикации Международных гистологических классификаций опухолей различной локализации . За период с 1967 по 1981 год издано 25 таких справочных руководств с описанием и иллюстрациями опухолей и опухолеподобных процессов различных органов и систем. Причем некоторые руководства после практического использования в течение ряда лет (Гистологическая классификация опухолей легких, Гистологическая классификация опухолей молочной железы) и их критической оценки были выпущены вторым изданием с внесением в них соответствующих исправлений.
В 1976 году Коллегией Американских Патологов была издана “Систематизированная Номенклатура Медицины” (SNOMED) и в том же году Всемирной Организацией Здравоохранения выпущено 1-е Издание “Международной Классификации Онкологических Болезней” (ICD-O). Спустя 15 лет в 1990 году ВОЗ выпускает 2-е Издание “Международной Классификации Онкологических Болезней” (ICD-О-2). В этом издании раздел “Топография поражения” заимствован из главы “Новообразования” Международной Классификации Болезней (10-го пересмотра, 1989 года), а раздел “Морфология” из SNOMED.
Вся систематика номенклатуры - классификации характеризуется преемственностью и составляет основу н о з о л о г и и - т. е. учения о формах болезней. Так, введение в номенклатуру новых форм болезней, в том числе и новых форм опухолевых поражений, проводится с очень большой осторожностью и строго контролируется международной научной общественностью. Основой для этого может служить только повторная, независимая экспертиза в форме публикации соответствующих материалов в очень авторитетных научных медицинских изданиях (разными авторами, не менее, чем дважды).
В большинстве профилированных онкологических учреждений в качестве основного заболевания в диагнозе (в том числе и в патологоанатомическом) чаще всего фигурирует соответствующее злокачественное новообразование и его осложнения, хотя непосредственной причиной смерти в части случаев может быть и заболевание иной природы, развившееся у онкологического больного. В подобной ситуации иногда возникают коллизии между сторонниками объективного учета заболеваемости, приводящей к смертельному исходу в соответствии с требованиями Международной Классификации Болезней и практической необходимостью регистрации онкологической заболеваемости, как социально значимого явления. Разумеется, подобные коллизии могут быть разрешены путем правильного ведения и совершенствования медицинской документации, с использованием адекватной терминологии и соблюдением исторической и патогенетической последовательности событий в развитии каждого конкретного заболевания.
Это свидетельствует как раз о том, что “язык” специальности и его систематики являются живыми, подвижными продуктами интеллектуальной деятельности и поэтому всегда подвержены изменениям на основе текущих научных достижений, а в столь социально зависимой области, как медицина, это иногда может происходить просто по мотивам прагматизма и соблюдения интересов пациента.
Источник: rusinfomed.ru
Фото shutterstock.com
2011-6-20 13:21 |