Термин “кератомилез” возник из двух греческих слов “keras” - роговица и “smileusis” - резать. Сама хирургическая техника, инструменты и приборы для этих операций претерпели значительную эволюцию с тех лет - от мануальной техники иссечения части роговицы до использования замораживания роговичного диска с последующей его обработкой при миопическом кератомилезе (МКМ) [2]. Потом переход к техникам, не требующим заморозки тканей, а, следовательно, снижающим риск помутнений и формирования неправильного астигматизма, обеспечивающим более быстрый и комфортный для пациента восстановительный период [3,4,5]. Огромный вклад в развитие ламеллярной кератопластики, понимание ее гистологических, физиологических, оптических и других механизмов внесли работы профессора Беляева В.В. и его школы [6]. Доктор Luis Ruiz предложил кератомилез in situ сначала с использованием мануального кератома, а в 1980-х - автоматизированного микрокератома - автоматизированный ламеллярный кератомилез (ALK).
Первые клинические результаты ALK показали преимущества этой операции: простота, быстрое восстановление зрения, стабильность результатов и эффективность в коррекции высоких степеней миопий. Недостатки - относительно высокий процент неправильного астигматизма (2%) и предсказуемость результатов в пределах 2 диоптрий [7]. Trokel с соавторами [8] в 1983 г. предложил и фоторефракционную кератэктомию (25). Однако довольно скоро стало ясно, что при высоких степенях миопии значительно повышается риск центральных помутнений, регрессии рефракционного эффекта операции и снижается предсказуемость результатов. Pallikaris I. с соавторами [10], соединив эти две методики в одну и использовав (со слов самих авторов) идею выкраивания роговичного кармана на ножке (Пурескин Н., 1966 [9]), предложили операцию, которую они назвали LASIK - Laser in situ keratomileusis. В 1992 г. Buratto L. [11] и в 1994 г. Медведев И.Б. [12] опубликовали свои варианты техники операции. >>.
Из осложнений можно выделить операционные, послеоперационные и осложнения отдаленного послеоперационного периода.
Операционные осложнения
Как правило, операционные осложнения связаны с техническим обеспечением операции: потеря вакуума или его недостаточность во время среза, дефекты лезвия, неверно выбранные параметры вакуумных колец и стопоров.
Потеря вакуума или его недостаточность во время среза может быть по нескольким причинам:
• недостаточная экспозиция, т.е. сам рез начат очень быстро и вакуум не успел достичь необходимых параметров
• хемоз конъюнктивы, фильтрационные подушки после антиглаукоматозных операций, рубцы и кисты конъюнктивы и некоторые другие причины могут приводить к тому, что измененная конъюнктива обтурирует вакуумное отверстие кольца и прибор показывает наличие достаточного давления для проведения операции, однако оно не соответствует истинному давлению глаза на этот момент
• сжатие и смещение тканей глаза во время прохождения головки кератома может разгерметизировать систему глаз - вакуумное кольцо.
Дефекты лезвия - может быть заводской брак, а также повреждения лезвия при сборке микрокератома.
Очень крутая или плоская роговица, а также в некоторых моделях микрокератомов неверно выбранные размеры колец и ограничителей могут привести к значительному несоответствию ожидаемых и полученных размеров лоскута и ложа роговицы.
Вышеперечисленные причины могут привести к осложнениям, связанным с лоскутом (flap):
• тонкий flap - 0,1%
• неравномерный flap (ступенька) - 0,1%
• button-hole (лоскут с круглым дефектом в центре) - 0,04%
• полный срез (free cap) - 0,3%
• неполный срез - 0,56%
• расщепленный срез - 0,02%.
Дефекты эпителия - 1,43%. Итого операционных осложнений - 1,27% от общего количества операций, т.к. обычно они сочетались (тонкий срез, неравномерный, расщепленный с дефектом эпителия). Осложнений, ухудшающих функции и влияющих на отдаленные результаты - 0,15%, что может выражаться в снижении максимальной остроты зрения, монокулярном двоении, индуцированном астигматизме или неправильном астигматизме, помутнении роговицы.
Чтобы максимально исключить возможность операционных осложнений, необходимо соблюдать следующие правила: тщательный и внимательный отбор пациентов по параметрам предоперационного обследования; правильный выбор колец и стопора; использование одноразовых лезвий только 1 раз; контроль края лезвия после сборки микрокератома; контролировать вакуум до начала реза; смачивать поверхность роговицы во время среза, особенно у пациентов в возрасте.
Если все-таки осложнение случилось, необходимо выработать четкий алгоритм действий в каждом конкретном случае и строго его придерживаться вне зависимости от привходящих обстоятельств (иногородний пациент, финансовые или какие-либо другие проблемы). По нашему мнению, этот алгоритм может быть следующим: необходимо вовремя распознать осложнение, ни при каких обстоятельствах не делать абляцию (исключение “free cap”), тщательно расправить лоскут или то, что осталось, максимально предотвратить врастание эпителия, лечить пациента до возврата максимальной остроты зрения, повторный срез проводить не ранее 3 мес. с учетом причин, повлекших первое осложнение, и по возможности другим диаметром и другой глубиной.
В случае полного среза лоскута абляция производится, лоскут укладывается по меткам, около 5 мин. подсушивается, проверяется его стабильность. Как правило, не требуется дополнительной его фиксации, и на окончательном результате это не сказывается. Следует отметить, что доля операционных осложнений снижается в 10 раз после первых 200 - 300 операций.
Послеоперационные осложнения
В современной рефракционной хирургии к этой группе осложнений относится большое количество состояний: от воспалительных реакций до субъективной неудовлетворенности пациента результатом операции. Схематично их можно разделить на осложнения, связанные
Офтальмология2011-6-20 14:59 |