1 этап (ступень).
На первом этапе основная роль в профилактике и раннем выявлении гинекологических заболеваний у девочек в возрасте до 18 лет принадлежит врачам-педиатрам детских поликлиник, дошкольных и школьных учреждений, интернатов. При этом большое значение уделяется санитарио-просветителыюй работе с родителями, педагогами, среди персонала детских учреждений и с детьми с учетом их возраста.
Санитарно-просветительную работу с родителями необходимо проводить, начиная с рождения ребенка. Родителей знакомят со строением наружных половых органов девочки, анатомо-физиологическими особенностями организма в различные возрастные периоды, обращают внимание на период полового созревания. Особый акцент делают на вопросах здорового образа жизни в семье, организации режима питания, труда, отдыха, закаливания организма, необходимости более бережного отношения к ребенку в период полового созревания. Родителей обучают специфическим правилам гигиены девочки и девушки, знакомят с мероприятиями профилактики заболеваний ротоносоглотки, желудочно-кишечного тракта и отклонениями в развитии ребенка, которые могут отразиться на репродуктивной функции.
Объем санитарно-просветительной работы с воспитателями и педагогами примерно такой же, как и с родителями. Особое значение отводится роли педагога в половом воспитании девочек с 5 no 11 класс, когда происходит становление и закрепление функций репродуктивной системы женского организма. Педагоги должны быть ориентированы в вопросах половой гигиены, последствиях ранней половой жизни, абортов, венерических заболеваний.
Характер санитарно-просветительной работы с девочками обусловлен их возрастом.
В первые годы жизни девочку следует обучить правилам личной гигиены. В 11-12 лет девочек знакомят с анатомо-физиологическими особенностями их организма, менструальной функцией, учат ведению менструального календаря, правилам гигиены во время менструации, обращают внимание на значение режима отдыха, питания, физкультуры, гигиены одежды.
Девушкам в 14-18 лет более широко освещают вопросы физиологии женского организма, знакомят с сущностью детородной функции, фиксируют внимание на неблагоприятных последствиях ранней половой жизни, абортов, венерических заболеваний, знакомят с контрацепцией.
Особое внимание уделяется моральному воспитанию, формированию чувства девичьей гордости и чести, понимания роли женщины-матери в нашем обществе. Беседы с девочками целесообразно проводить в небольших группах или индивидуально, что обеспечивает более тесный контакт с ними.
Основное значение в раннем выявлении гинекологических заболеваний у девочек и девушек и отклонений в становлении репродуктивной функции имеет своевременное проведение профилактических осмотров.
Наибольший удельный вес в структуре гинекологических заболеваний среди девочек и девушек занимают воспалительные заболевания наружных половых органов (от 55 до 77 %), на втором месте — нарушения менструальной функции (от 7 до 17%) и темпов полового развития (от 1 до 13 %), затем — травмы половых органов (от 0,9 до 8%), новообразования (от 0.2 до 2,5 %) и пороки развития (от 0,1 до 9%). Частота гинекологических заболеваний (образование и рост кист и кисгом яичника, нарушения менструальной функции, алыоменорея, дефекты полового развития) возрастает в пубертатном периоде — в 11-18 лет, когда активизируется деятельность яичников и гонадотролной функции гипоталамо-гипофизарного комплекса.
2 этап (ступень) организации гинекологической помощи детям и подросткам заключается в проведении профилактических гинекологических осмотров девочек при приеме в 1 класс (6-7 лет), в 5 классе (1 1-12 лет) и ежегодно с 15 до 18 лет включительно. Кроме профилактических осмотров, задачей 2 этапа является оказание медицинской помощи девочкам и девушкам по поводу гинекологических заболеваний.
На специализированном приеме по гинекологии детей и подростков уточняется диагноз гинекологического заболевания, проводится соответствующее обследование и амбулаторное лечение, направление больных на стационарное лечение, ведутся индивидуальные и групповые беседы с подростками, осуществляется диспансерное наблюдение за девочками и девушками до 18 лет с гинекологическими заболеваниями и за группой риска с нарушениями функции репродуктивной системы.
Для обеспечения углубленного исследования и выполнения необходимых лечебных процедур в кабинете, кроме обычного набора оборудования и мебели, должен быть ростомер, весы, тазомер, сантиметр, детские влагалищные зеркала с освещением или волоконной оптикой, вагиноскопы, желобоватые зонды, шприцы, резиновые катетеры, детские влагалищные щипцы (для удаления инородного тела из влагалища), напальчники, вазелин.
Целесообразно для данного кабинета отводить две смежные комнаты, чтобы в первой из них разместить стол врача, кушетку, игрушки для детей, во второй — гинекологическое кресло и шкаф для инструментов. В первом помещении проводится опрос больных и их родителей. Во втором — осмотр больных и лечебные процедуры.
Амбулаторное обследование детей и подростков должно проводиться специалистами лабораторий участковых поликлиник и женских консультаций.
В кабинете должен работать опытный акушер-гинеколог или педиатр, получивший специальную подготовку по вопросам гинекологии детского и юношеского возраста и владеющий антропометрией: вагино-скопией, ректоабдоминальным, кольпоцитологическими и другими методами обследования. Врач обязан проходить курсы повышения квалификации каждые 3 года. С врачом должна работать медицинская сестра, обученная методам осмотра и опроса детей и их родителей, а также имеющая навыки выполнения лечебных процедур: спринцевания, введения свечей во влагалище, инсталляции лекарственных веществ.
В кабинете используется следующая документация:
• журнал учета обращений к врачу — форма 074
• амбулаторная карта больного — форма 112/у или 025/у
• карта диспансерного наблюдения больного — форма 030/у
• статистический талон — форма 025-2/у
3 этапом (ступенью) организации гинекологической помощи детям и подросткам является оказание стационарной помощи. Из общего количества страдающих гинекологическими заболеваниями девочек и девушек в стационарной помощи нуждаются 20-25%.
Гинекологическое отделение для детей и подростков целесообразно организовывать в составе многопрофильных больниц (детских или взрослых) или научно-исследовательских институтов охраны материнства и детства.
В отделении, кроме помещений, характерных для детского стационара (палаты, столовая, игровая, душевая и т. д.), должны быть предусмотрены два процедурных кабинета: для внутренних манипуляций и для гинекологического осмотра. В последнем, кроме обычного оборудования, должен быть ростомер, медицинские весы, набор для антропометрии, кушетка; среди инструментов — детские влагалищные зеркала с освещением и/или волоконной оптикой, вагиноскопы, желобоватые зонды, а также стерильные перчатки, вазелин и др.
Гинекологическое обследование девочки недопустимо проводить в присутствии других больных. В гинекологических детских отделениях дети должны размещаться по возрастным группам. Учитывая специфику обследования и лечения девочек раннего возраста, страдающих гинекологическими заболеваниями, должно быть предусмотрено пребывание с ними матерей.
В указанных стационарах должны работать врачи, имеющие специальную подготовку по гинекологии детей и подростков. Средний и младший медицинский персонал должен быть подготовлен врачами отделений к работе с гинекологическими больными детского и подросткового возраста и иметь особый подход к ребенку, подростку и юной девушке.
В стационаре, кроме выявления и лечения заболеваний, определяется степень риска возникновения нарушений репродуктивной функции как в периоде полового созревания, так и в репродуктивном возрасте. Эти данные необходимо отражать в эпикризе и направлять в кабинет гинекологии детей и подростков, где проводится диспансерное наблюдение указанного контингента.
Для координации работы специализированных приемов (кабинетов) по гинекологии детей и подростков (организационно-методическое руководство, повышение квалификации врачей путем проведения занятий, семинаров, участие в работе аттестационных комиссий и др.) целесообразно в пределах каждой административной территории возложить обязанности внештатного специалиста на одного из специалистов по гинекологии детей и подростков.
Источник: «Медицина и болезни»
Акушерство и гинекология2011-6-20 13:04 |