Новосибирска пролечено 826 больных с хроническим простатитом (ХП). Данная патология по классификации NIH распределилась следующим образом: острый бактериальный простатит – 9 (1%) хронический бактериальный простатит – 248 (32%) хронический абаюгернальный простатит – 413 (48%) простатодиния – 156 (1,9%).
Высокий удельный вес хронического бактериального простатита (ХБП) диктует использование в комплексном лечении наряду с антибиотиками, высокоэффективных методов воздействия, в частности, низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ). При этом необходимо учитывать целый ряд его биологических эффектов:
1. Противовоспалнтельное действие
2. Нормализация микроциркуляции (улучшение тканевого кровотока)
3. Снижение отека ткани
4. Тромболитический эффект
5. Стимуляция обменных процессов в тканях
6. Стимуляция регенерации тканей
7. Нормализация проницаемости сосудистой стенки
8. Повышение устойчивости клеток к патогенным агентам, включая вирусы
9. Анальгетический аффект
10. Стимуляция общих и местных факторов иммунологической защиты
11. Десенсибилизирующее действие
12. Снижение патогенности микробов
13. Повышение чувствительности микрофлоры к антибиотикам.
Это предполагает высокую значимость данного метода в .печении ХБП. Длительность курса лазерной терапии (ЛТ) зависела от степени выраженности клинических и лабораторных проявлений болезни. Эффективность проводимого лечения оценивалась на основании субъективных и объективных данных жалоб, урофлоуметрии, результатов ультразвукового исследования предстательной железы (ПЖ) трансабдоминально и трансректально и мочевого пузыря с определением остаточной мочи, дуплексного картирования сосудов малого таза, анализов секрета простаты с бактериологическим и бактериоскопнческим исследованием. В качестве оценки использовались: шкала качества жизни QoL, индекс симптомов ХП (NIHCPSI), шкала симптомов заболевания ПЖ (IPSS).
Для больных с ХБП в 174 (70%) случаях использовался гелийнеоновый аппарат лазерной терапии (АЛТ) с эндоуретральным облучением ПЖ. Остальным 74 (30%) больным применяли инфракрасный АЛТ в импульсном режиме траисперениальным доступом.
В первом случае использовали AЛT ПИРТ с длиной волны 638 нм, с плотностью мощности W200 мвт/см с экспозицией от 2 до 10 минут, общим количеством процедур до 15. Во втором случае использовали комбинированный АЛТ Ярило в импульсном режиме с частотой от 80 до 3000 Гц. Данным методом пользовались в основном при преобладающем болевом синдроме, опираясь на уже описанную методику (М.А. Михайлова, В.П. Мынашкина, 1984, N. Zarhovic and al., 1989, Olson G. and al., 1991).
Антибактериальная терапия проводилась согласно рекомендации НИИ урологии МЗ РФ (И.И. Деревянко и др.,1989). Фторхинолоновые антнбиотикн использовались во всех случаях. Данные препараты служили и как фотосенсибилизаторы: спарфлоксацин (Спарфло) и пефлоксацин (Перти, Абактал).
Анализ результатов проведенного лечения показал, что использование НИЛИ в комплексном лечении ХБП на 610% сократило дозу антибактериальных препаратов. Средний балл качества жизни QoL уменьшился в 1,5 раза, индекс симптомов ХП (NIHCPSI) снизился в среднем на 5 баллов, до шкале IPSS на 2 балла. По данным урофлоуметрии максимальная скорость мочеиспускания возросла на 15%, средняя скорость на 8%. По данным УЭИ размеры ПЖ изменились в среднем на 10% (уменьшение V ПЖ). По данным допплерографии отмечено уменьшение диаметра вен мочеполового сплетения на 3040%, с увеличением венозного кровотока на 7080%. Улучшение показателей секрета ПЖ в 98 (80%) случаях.
Таким образом, полученные нами данные и результаты лечения позволяют считать целесообразным применение НИЛИ в комплексном лечении больных хроническим бактериальным простатитом в сочетании с антибиотиками фторхинолонового ряда.
Опубликовано с разрешения администрации Русского Медицинского Журнала.
Урология и нефрология2011-6-20 12:55 |