Незаслуженно мы записываем комплименты в разряд отрицательных атрибутов речи, говорящих о неискренности или корыстности собеседника. Может быть, мы просто не умеем говорить приятное, даже если замечаем в человеке что-то хорошее, не спешим сказать об этом. Или стесняемся, считая, что нас сочтут льстецом? Между тем, комплимент - мощнейшее оружие в ситуации общения, позволяющее быстро и надолго вызвать расположение собеседника. Другое дело, зачем вы пользуетесь этим «оружием». Хотите чего-то добиться, манипулируете человеком или, действительно хотите сделать ему приятно. Ведь любому, даже самому независимому человеку, крайне важно, как он выглядит в глазах окружающих.
Существует несколько основных правил, которые помогут сделать ваши комплименты убедительными и удачными.
Не стоит употреблять общих слов и выражений, имеющих оттенок глобальности происходящего, таких как: «всегда», «великолепно», «очень», «превосходно». Любой поступок, любое внешнее проявление имеет строгую временную фиксацию «здесь и сейчас». Человек сделал или сказал что-то в данный конкретный момент, он выглядит именно так сегодня. Любые попытки обобщить то, что происходит, пусть даже из самых лучших побуждений, вызывают ощущение неискренности. Мы все стремимся услышать что-то определенное, поэтому конкретность комплимента позволяет нам почувствовать его правдивость. Если женщине, сделавшей новую прическу сказать, что у нее великолепный вкус, или, что она очень хорошо выглядит, ей, конечно будет приятно. Но лучше выразить свое отношение, например, так: «Этот каштановый цвет хорошо сочетается с твоими глазами - они становятся такими загадочными...». Последний комплимент кажется более искренним, потому, что конкретен, а человек, произнесший его кажется вам, действительно, более внимательным и не формальным. Как говорится, «почувствуйте разницу». Сделать комплимент еще более убедительным поможет аргументированность. Для этого достаточно употребить словосочетание «потому, что». Например, можно похвалить человека, произнесшего хорошую речь словами «Это было великолепно!». Приятно, но производит впечатление дежурной фразы. Правильнее сказать: «Это было великолепно, потому что у вас сложился превосходный контакт с аудиторией и ваши примеры из собственного опыта произвели впечатление». Звучит конкретно, аргументированно и совсем не похоже на лесть.
Говоря комплимент, старайтесь не сосредотачиваться только на очевидном. Обращайте внимание на скрытые качества. Это производит гораздо большее впечатление. Если человеку, постоянно следящему за порядком на своем рабочем столе сказать, что он аккуратный, то этот комплимент не будет оригинальным и вряд ли задержится в его сознании: он и раньше неоднократно его слышал. А если сказать, что, благодаря порядку на его столе вы смогли в ситуации, требующей срочности, быстро найти нужный документ, то такой комплимент запомнится ему надолго, человеку будет приятно. Ибо, чем больше скрытых «мелочей» замечают люди, тем более искренними кажутся их слова.
Не слишком фокусируйте внимание на внешних качествах, главным образом сосредотачивайтесь на внутренних. Комплименты, касающиеся внешних качеств делать легко, так как именно внешность человека мы замечаем в первую очередь. Но вряд ли человеку понравится (даже, если этот человек - женщина и внешность для нее важна), что ее оценивают только по ее виду и умению одеваться. Даже очень следящий за свои внешним видом человек прекрасно понимает, что в любом коллективе, где люди встречаются не на один вечер, рано или поздно на первый план выходят его внутренние качества. Научившись сосредотачиваться на исключительно внутренних качествах, мы хвалим людей за их подлинную сущность. А это всегда оставляет неизгладимое впечатление. Каждый может сделать себе новую прическу, сменить костюм или красиво загореть. Но наше настоящее достоинство - это наш характер, наши способности. Только не поймите эти слова так, что о внешности вовсе не стоит говорить. Конечно, стоит. Но, разумно сочетая с комплиментами, относящимися к внутренним качествам. Чтобы не быть голословной, приведу пример. Вы можете сказать: «У тебя красивая улыбка» или «Твоя улыбка такая заразительная, у меня сразу настроение поднимается». Вроде об одном и том же, а разница очевидно. Уверена, что второй комплимент понравился бы вам больше.
Старайтесь избегать «сомнительных» комплиментов, когда собеседнику остается в недоумении: похвалили его или поругали, обижаться ему или нет? Например: «Ну, ты и шустрый малый!». Может вы и хотели сделать человеку приятно, да вот только для него это не очевидно: слово «шустрый», согласитесь, можно в разных ситуациях трактовать двояко.
Если вы, делая комплимент, и преувеличиваете какое-то качество человека, то делайте это тактично, «с умом», соблюдая чувство меры. Иначе эффект получится обратным: вам либо не поверят, сочтя льстецом, либо и вовсе решат, что вы издеваетесь.
Ни в коем случае не делайте комплимент по поводу тех качеств, от которых человек хочет избавиться. Самый распространенных пример: «Ну какая же ты пышечка, прямо чудо - кровь с молоком!». Даже если вы были искренни и вам, действительно нравятся полные женщины, подобный комплимент, скорее всего, будет воспринят, как оскорбление. Ведь всем известно, что проблема похудания для полных женщин (или считающих себя таковыми) стоит очень болезненно и остро.
Как видите, правила эти совсем не сложные, а многие кажутся даже очевидными. Только вот соблюдаем мы их, почему-то, далеко не всегда.
Автор: Елена Егорова, психолог
Источник: Beautytime.ru
Психиатрия и психология2011-6-17 19:55 |