Нарушение последовательности действий
Потеря смысла может сопровождаться разнообразными жалобами, но чаще всего на беспрерывный поток беспокойств: не складываются отношения в семье, на работе… Люди начинают замечать странные вещи. Женщина, средних лет, Лариса (имя изменено) так описала свои переживания: «в последнее время все чаще и чаще повторяются похожие ситуации, у меня словно в голове ничего не держится. Например, сижу утром на кухне пью кофе и думаю, что надо зайти в ванную взять расческу и поправить прическу перед выходом на работу. Ставлю чашку на стол, прохожу через коридор, захожу в ванную и не помню, зачем я сюда пришла, и что мне здесь надо».
Вполне естественно, что Лариса сильно переживает, она вспоминает, что в детстве похихикивала над бабушкой, когда та по полчаса искала по дому очки, которые находились у нее на голове. Однако бабушке в то время было несколько за восемьдесят, а Ларисе еще нет сорока, она занимает управляющую должность, у нее в подчинении довольно большой коллектив. Что делать? Чего ожидать в дальнейшем?
Кроме этого постоянное беспокойство может принимать и несколько иные формы: выключена ли электроплита дома, хорошо ли закрыта дверь в квартиру…
С психологической точки зрения подобные переживания тревожности связаны с нарушением последовательности действий. Иногда это может сопровождаться началом увлечения компьютерными играми, в которых всегда можно «переключиться» на другой кадр. Если вдруг проиграл, на языке геймеров «умер», можно нажать на кнопку и начать все сначала, тем самым нарушить привычную жизненную последовательность.
Часто последовательность действий нарушается в детском сознании родителями. На улице мать устрашающе поучает малыша: «не бегай, упадешь, разобьешься». И ребенок понимает, что бегать нельзя, ведь родительские слова, как своеобразный закон. Но вдруг из-за угла выпрыгивает другой малыш, и задорно предлагает пробежаться наперегонки, в результате оба упали на газон, не достигнув победного финиша, но не разбились. Первый ребенок сразу приходит к определенным выводам: либо у мамы мало опыта и она не знает, что, упав можно не пораниться, либо мама просто-напросто обманула его (и, значит, как следствие, перестает ее слушать).
Если бы мама не нарушила последовательности и объяснила ребенку, что, упав, он может настолько сильно пораниться, что может пойти кровь, и тогда им придется вернуться домой и долго не выходить гулять на улицу, пока все ранки не заживут, то малыш бы убедился, что у мамы есть опыт, и следует слушать ее предостережения.
В нарушении последовательности действий определенное значение имеет телевидение: переключая каналы, прерываясь на рекламу – мы «разрываем» восприятие информации. Так, что сначала мы «учимся» быстро «переключаться», а потом забываем подобно старичкам, зачем мы сделали то или иное действие и делали ли мы его вообще.
Достаточно часто к психологу приходят люди, которые уже проанализировали свое состояние, они могут даже перечислить причины, которые способствовали его возникновению. Мало того, они рассматривают пути выхода из сложившейся ситуации, знают, как лучше поступить, но… не выходят. Вернее, не могут составить последовательность действий. Психолог помогает найти логическую последовательность, и когда «цепочка» воссоздается, у человека появляются новые силы, мотивации к действиям.
Не всегда подобная работа проходит в стиле рациональной терапии. Например, если ощущение беспокойства «переживает» тело, то применяются телесноориентированные методы (техника релаксации по Джекобсону). Эта методика находится на грани медитации и релаксации и позволяет улучшить нервную деятельность, способствует восстановлению мозговой активности.
Источник: da-med.ru
Психиатрия и психология2011-6-20 13:10 |