Заболевание проявляется в небольших нарушениях со стороны нервной системы, обусловленных поражением мозга.
Этиологическими факторами развития заболевания являются вредные воздействия на плод во время беременности и родов.
Мозг поврежден кислородным голоданием, поэтому нарушения не носят такого глубокого характера, как кисты или гематомы. Сохраняется структура и функции головного мозга. Глубоко нервная система не поражена. Ряд ученых называют эту патологию СГДВ – синдромом гиперреактивности и дефицита внимания. Другие – энцефалопатией ребенка легкой степени. Несмотря на грозные формулировки, речь идет о некоторых поведенческих особенностях, которые можно исправить.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции
Симптоматика варьируется в зависимости от возраста ребенка. При рождении обращают на себя внимание изменение правильной конфигурации черепа, костей лица, характерное расположение ушных раковин и их форма, высокое расположение нёба, нарушение роста зубов.
На первых годах жизни появляются вегетативные расстройства. Они проявляются в повышении потоотделения, мраморной окраске кожи, лабильности пульса, чередованием жидкого стула и его задержек, патологии сердечно-сосудистой системы. Иногда возникает преходящее косоглазие, нарушение фокусировки зрения, слабость мимической мускулатуры и мышц, отвечающих за речь. Ребенок редко гримасничает, мало проявляет эмоции мимикой. Появляются дефекты произношения, неправильное дыхание при разговоре.
Двигательные нарушения обусловлены неравномерным мышечным тонусом, асимметрией сухожильных рефлексов. Плохо развита мелкая координационная деятельность, необходимая для нормального письма, рисования. Затруднено обучение простым бытовым навыкам: завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц. Когда ребенок осваивает трудовую деятельность, возникают трудности при работе ножницами. Освоение физических нормативов также дается с трудом: детям трудно прыгать, четко координировать движения, ловить мячик, ездить на велосипеде, совершать синхронные движения конечностями. Нередко возникают трудности с определением ведущей руки.
Плохое поведение
Заболевание характеризуется некоторыми чертами в поведении ребенка. Дети эмоционально очень лабильны: настроение мгновенно переходит от «плюса» к «минусу». Есть проблемы с усидчивостью и способностью длительно сосредоточиться на какой-то деятельности, выражена отвлекаемость. В нейронах мозга быстро возникает утомление, что сопровождается плохой памятью, обучаемостью и задержками психомоторного развития.
Дети социально не адаптированы, предпочитают играть не со сверстниками, а с детьми помладше. Очень часто у таких детей возникают конфликты с одногодками. Засыпание ребенка происходит с трудом, сон беспокоен и прерывист. Часто встречается энурез.
Потенциальные трудности
С наступление школьного возраста проявляются трудности в адаптации к обучающему процессу. Из-за перечисленных выше проблем детям трудно учиться писать и читать, считать. Плохо воспринимаются абстрактные понятия. Из-за неудач в школе у ребенка появляется дополнительная нервозность, комплексы, раздражительность. Учителя часто обращают внимание на проявления астено-вегетативного синдрома, заклчающиеся в быстрой утомляемости, эмоциональной лабильности.
Как помочь ребенку
Ребенку показано диспансерное наблюдение у невролога. Лечение должно быть последовательным и постоянным. Назначаются успокоительные препараты,дегидратационная и рассасывающая терапия, стимулирующие мероприятия. Подбирается комплекс ЛФК. Между семьей, школой и поликлиникой должен быть налажен хороший контакт. Дома нужно обеспечить ребенку покой и позитивный настрой, нельзя наказывать такого ребенка физически. Поддержка родителей становится особенно важной, когда ребенок идет в школу.
Детcкое здоровье2011-10-24 16:02 |