Л. Мясников "Гипертоническая болезнь и атеросклероз", 1965
Артериальная гипертония (АГ) является одним из важнейших факторов риска атеросклероза, главным образом ишемической болезни сердца (ИБС) и поражения сосудов мозга, поэтому эти заболевания часто сопутствуют друг другу. Повышенное артериальное давление (АД) рассматривается как один из основных факторов повреждения сосудистой стенки. Особенно часто встречается сочетание ИБС (ее различных форм стенокардии, инфаркта миокарда, аритмии) и АГ. Эта группа больных имеет самый высокий риск развития сердечнососудистых осложнений и смертности [1].
Известно, что в возникновении ИБС важную роль играют структурные, морфологические и функциональные процессы, приводящие к стенозированию коронарных сосудов и вызывающие нарушения гемодинамики. Повышенное АД может привести к нарастанию стенокардии. С другой стороны, функциональные и структурные изменения внутримозговых артерий, возникающие у больных АГ при длительном течении заболевания, могут быть причиной разнообразных неврологических и психических расстройств, а также предрасполагать к развитию инсульта или преходящего нарушения мозгового кровообращения [2]. Изменения со стороны сердца в ответ на избыточную нагрузку вследствие высокого системного давления прежде всего заключаются в развитии гипертрофии миокарда левого желудочка, характеризуемой увеличением толщины его стенки. Отрицательное влияние гипертрофии миокарда на выживаемость связывают с уменьшением коронарного резерва, развитием диастолической дисфункции левого желудочка, возникновением аритмий и нарушением функции эндотелия. В конечном итоге функция левого желудочка сердца ухудшается, полость его расширяется, появляются признаки сердечной недостаточности. Кроме того, может появиться и стенокардия, как следствие быстро прогрессирующей коронарной болезни сердца и повышения потребности миокарда в кислороде, обусловленное увеличением его массы [3]. Поэтому снижение повышенного АД способствует уменьшению риска фатальных и нефатальных сердечнососудистых осложнений.
При лечении АГ у больных ИБС следует учитывать не только преобладание тех или иных механизмов формирования ишемической болезни, но и причины, вызывающие гипертензию [4,5]. Таким образом, наличие АГ у пациента с ИБС свидетельствует о высоком риске сердечнососудистых осложнений, пропорционально степени повышения АД (при этом большее значение имеет величина диастолического АД).
В настоящее время существует большое число препаратов, применяющихся у больных АГ с ИБС, поэтому у практикующих врачей часто возникает вопрос, какому препарату отдать предпочтение. Главной задачей лечения таких пациентов является максимальное снижение общего риска осложнений (предупреждение ИМ, мозгового инсульта, поражения органовмишеней), смертности от этих заболеваний и улучшение прогноза. Это предполагает не только адекватное снижение АД, но и коррекцию других модифицируемых факторов риска, таких как курение, гиперхолестеринемия, сахарный диабет, гипертрофия левого желудочка, а также лечение сопутствующих сердечнососудистых заболеваний. Следовательно, при лечении АГ и ИБС в каждом конкретном случае необходимо учитывать сопутствующие заболевания, возраст, метаболические нарушения (наличие сахарного диабета, гиперхолестеринемии и др.). При этом следует придерживаться общепринятых принципов медикаментозного лечения АГ: применение минимальных дозировок препаратов при начале терапии (с целью минимизации побочных эффектов); использование предпочтительных сочетаний лекарственных средств (или комбинированных препаратов) для усиления гипотензивного эффекта с минимумом побочного действия; смена одного гипотензивного препарата на препарат другого класса в случае незначительного эффекта или плохой переносимости (до повышения дозы или до дополнения терапии другими препаратами); использование препаратов длительного действия, обеспечивающих 24часовой контроль при однократном приеме; осуществлять лечение постоянно и регулярно курсовое лечение неприемлемо [3,6].
При лечении рассматриваемой группы больных необходимо также учитывать ряд характеристик выбранного лекарственного средства: механизм его действия, выраженность гипотензивного эффекта, взаимодействие с другими препаратами, доказанность снижения числа осложнений при длительных контролируемых наблюдениях, число приемов в день, возможность нормализации АД (т.е. поддерживать систолическое АД ниже 140 и диастолическое АД ниже 90 мм рт.ст.), особенно в предутренние и утренние часы, приемлемая цена и доступность. Для достоверной оценки эффективности гипотензивной терапии целесообразно использовать суточное мониторирование АД. Для объективной оценки длительности и равномерности антигипертензивного действия препаратов используют отношение остаточного эффекта к наибольшему (пиковому) эффекту, величина которого должна составлять не менее 50%.
Имеется несколько классов эффективных средств, каждый из которых может быть применен у больных АГ с ИБС.
b-адреноблокаторы
В отсутствие противопоказаний b-адреноблокаторы (БАБ) предпочтительней в качестве начальной терапии. В первую очередь эти препараты рекомендуют назначать при наличии стенокардии, перенесенного инфаркта миокарда, тахиаритмии, сердечной недостаточности. У пациентов с хронической стабильной стенокардией напряжения БАБ уменьшают частоту сердечных сокращений и АД во время нагрузки, повышая тем самым порог ишемии и позволяя задержать или предупредить ангинозный приступ. Кроме того, БАБ уменьшают посленагрузку и сократимость миокарда, что ведет к снижению потребности миокарда в кислороде. БАБ повышают доставку кислорода к миокарду, благодаря снижению ЧСС и увеличению времени диастолической перфузии миокарда.
При стенокардии после инфаркта миокарда и наличии АГ следует начать лечение с БАБ эффективных, безопасных, относительно недорогих препаратов, отличающихся постоянством гипотензивного эффекта при длительном применении. Первый практический вопрос при выборе лечения: какой из БАБ следует предпочесть?
БАБ различаются по таким фармакологическим особенностям, как кардиоселективность, наличие симпатомиметической активности, хинидиноподобное действие (уменьшение сократительной способности миокарда) и продолжительность эффекта. Уменьшение сердечного выброса и активности ренина, снижение периферического сопротивления основа гипотензивного эффекта БАБ.
При лечении больных ИБС в сочетании с АГ рекомендуется отдавать предпочтение селективным БАБ препаратам, таким как атенолол, метопролол и БАБ, обладающим еще и вазодилатирующим эффектом, таким как карведилол, небиволол. В таблице 1 приводятся основные b-адреноблокаторы, их суточные дозы и кратность приема.
Дозы БАБ и кратность назначения отдельных препаратов всегда следует подбирать индивидуально, ориентируясь на клинический эффект, ЧСС и уровень АД.
Установлено, что БАБ у пациентов, перенесших инфаркт миокарда, приблизительно на 25% уменьшают риск повторного инфаркта и внезапной сердечной смерти [7]. У больных, перенесших инфаркт миокарда, лучше использовать липофильные (растворимые в жирах) БАБ: бетаксолол, метопролол, пропранолол, тимолол.
Многие больные ИБС с АГ имеют безболевую ишемию миокарда, а ретардные формы БАБ уменьшают количество эпизодов и общую длительность безболевой ишемии (важно при этом подавление бессимптомной ишемии именно в утренние часы). БАБ для таких больных более эффективны (снижают риск фатальных и нефатальных коронарных событий), чем антагонисты кальция продленного действия.
При недостаточном эффекте БАБ можно использовать у больных ИБС с АГ в комбинации с диуретиками, дигидропиридиновыми антагонистами кальция, нитратами. В рекомендациях Американского кардиологического колледжа и Американской ассоциации сердца [8] при недостаточной эффективности БАБ у больных ИБС в первую очередь предлагается добавлять длительно действующие дигидропиридиновые антагонисты кальция.
Из новых БАБ заслуживает внимания карведилол, обладающий b- и a1адреноблокирующими, а также антиоксидантными свойствами. Благодаря артериальной дилатации, он снижает посленагрузку на сердце и тормозит нейрогуморальную вазоконстрикторную активацию сосудов и сердца. Препарат обладает выраженным антиангинальным, антиишемическим и пролонгированным антигипертензивным эффектом, поэтому с успехом применяется при сочетании ИБС и АГ [9]. Из БАБ с вазодилатирующими свойствами у карведилола обнаружено кардиопротекторное действие при хронической сердечной недостаточности. Препарат безопасен у больных с систолической дисфункцией левого желудочка (фракция выброса менее 40%).
Соталол среди БАБ является препаратом выбора для лечения АГ у больных с серьезными нарушениями ритма сердца.
Антагонисты кальция
Блокаторы медленных кальциевых каналов (антагонисты кальция) относятся к числу препаратов первого выбора при лечении АГ и стенокардии. Препараты достаточно эффективны и хорошо переносимы. Антагонисты кальция особенно показаны больным стабильной стенокардией и пожилым пациентам. Вазодилатирующий эффект препаратов осуществляется не только посредством прямого действия на гладкую мускулатуру сосудистой стенки, но и опосредованно, через потенцирование высвобождения оксида азота (NO) из эндотелия сосудов. Другими благоприятными эффектами антагонистов кальция у больных ИБС в сочетании с АГ являются: антиатерогенный, антипролиферативный, антиагрегационный. В таблице 2 представлены основные антагонисты кальция, их средние терапевтические дозы и кратность приема.
Для регулярного лечения стенокардии и АГ предпочтение следует отдавать длительно действующим антагонистам кальция, таким как амлодипин, фелодипин, пролонгированная форма дилтиазема, исрадипин, верапамил. У этой группы больных не рекомендуется широкое использование коротко действующих дигидропиридинов (нифедипина и др.), так как они могут вызывать ишемические осложнения [10]. В этих случаях неблагоприятные эффекты могут быть связаны с уменьшением коронарной перфузии вследствие быстрого падения АД и увеличения ЧСС (рефлекторная тахикардия), с увеличением симпатической активности и сократимости миокарда, что, соответственно, приводит к увеличению потребности миокарда в кислороде. Имеются сообщения о том, что при использовании нифедипина в больших дозах повышается смертность больных, перенесших инфаркт миокарда [11]. Назначение больным с нестабильной стенокардией или острым инфарктом миокарда короткодействующих дигидропиридинов противопоказано.
У больных с сочетанием АГ и ИБС особенно важно постепенное снижение АД без симпатической активации и рефлекторной тахикардии. Поэтому если необходимо назначение препаратов вазодилатирующего действия, приводяших к развитию тахикардии, обязательно следует присоединять БАБ. Работами последних лет было показано, что у больных с АГ нет оснований для отказа от применения антагонистов кальция, в том числе и нифедипина короткого действия в небольших дозах (до 60 мг), как для регулярного длительного лечения, так и особенно для купирования нетяжелых гипертонических кризов при условии индивидуального выбора лечения с учетом показаний и противопоказаний, а также риска побочных эффектов и неблагоприятного взаимодействия с другими препаратами [12,13].
У больных ИБС после перенесенного инфаркта без зубца Q и сохранной функцией левого желудочка риск повторных сердечнососудистых осложнений и смертность уменьшаются при применении верапамила и дилтиазема; эти препараты могут быть вполне адекватной заменой БАБ в тех случаях, когда последние противопоказаны (бронхиальная астма, тяжелый обструктивный бронхит, сахарный диабет и др.) или вызывают побочные эффекты (например, общую слабость, повышенную утомляемость, нарушение половой функции у мужчин, депрессию). Верапамил и дилтиазем противопоказаны при нарушениях проводимости (увеличение вероятности АВ блокады) и сердечной недостаточности. Надо учитывать отрицательное инотропное действие дилтиазема и верапамила и стараться не назначать их больным с нарушением систолической функции левого желудочка, особенно при клинических проявлениях сердечной недостаточности [6].
Исследование систолической гипертонии в Европе (SYSTEUR) у 4695 больных старше 60 лет с изолированной систолической АГ показало способность дигидропиридина длительного действия (нитрендипина) при комбинации с ингибитором АПФ (эналаприлом) и тиазидным диуретиком (гидрохлортиазидом) предупреждать развитие мозгового инсульта через 2 года применения на 44% по сравнению с плацебо [14]. Наблюдалось также снижение частоты развития всех фатальных и нефатальных сердечнососудистых осложнений на 31% (р
Кардиология и кардиохирургия2011-6-20 14:34 |