Наиболее сильные реакции — токсического и аллергического генеза — наблюдаются при укусе перепончатокрылых. У самок пчел медоносных есть жало (орудие защиты), которое в спокойном состоянии втянуто в брюшко и имеет 5—7 зазубрин. При ужалении жало вместе с ядовитым мешком остается в теле жертвы. Мышцы ядовитого мешка, сокращаясь, выдавливают в ткани пострадавшего яд. Что касается семейства осиных, то они как хищники, пережевывая убитых насекомых для выкармливания личинок, могут при ужалении наряду с ядом вносить в рану инфекцию. В составе яда перепончатокрылых наряду с биогенными аминами (гистамином, серотонином, допамином) содержатся различные протеины и полипептиды (меллитин, нейротоксин и др.), ферменты (фосфолипаза А, гиалуронидаза, кислая фос-фатаза и др.), которые варьируют в зависимости от особи, вызывая у пострадавших разнообразные патофизиологические эффекты. Токсические эффекты яда пчел чаще связаны с меллитином, ос — с нейротоксином и проявляются головной болью, тошнотой, рвотой, познабливанием.
Сильное сенсибилизирующее действие обусловлено фосфолипазой А, гиалуронидазой, кислой фосфатазой (аллерген В) и др. При сенсибилизации к компонентам яда перепончатокрылых у пострадавших, особенно при повторном ужалении, обнаруживаются в высоком титре специфические IgE с высокой готовностью пациентов к развитию аллергической реакции немедленного типа. При проведении СИТ снижается количество специфических IgE на фоне нарастания концентрации блокирующих антител типа IgG, что крайне важно для пациентов с угрозой развития анафилактического шока при укусе перепончатокрылых.
Клинические проявления
Наряду с местными реакциями на месте укуса в виде гиперемии, отека, резкой боли у пострадавших часто наблюдается общая реакция, сопровождающаяся шоком (в 11—12 % случаев), удушьем, болями в животе, тошнотой, рвотой, головокружением (в 19—23 % случаев) или общей оглушенностью, генерализованной крапивницей, зудом, недомоганием.
У 95—98 % ужаленных пациентов развиваются в течение часа ранние реакции, у 2—5 %—поздние аллергические реакции.
Ранние реакции могут быть: легкими с преимущественными генерализованными проявлениями со стороны кожных покровов и слизистых оболочек; средней тяжести с выраженными общими полисистемными изменениями—дыхательного, пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы (коллаптоидным состоянием на фоне высыпаний со стороны кожных покровов); тяжелыми в виде анафилактического шока, генерализованной уртикарной сыпи, набухания слизистых оболочек.
Развитие поздних аллергических реакций спустя 6—12 часов после укуса перепончатокрылых может сопровождаться проявлениями генерализованного васкулита или местной артюсопо-добной реакции на месте укуса, развитием экземы или формированием бронхиальной астмы с легочной гипертензией и развитием легочного сердца. После ужаления ос наряду с местными артюсоподобными реакциями возможно развитие полиневрита, энцефаломиелополирадикулоневрита.
Следует отметить, что при укусе перепончатокрылых могут наблюдаться псевдоаллергические реакции, так как в составе их яда имеются гистаминолибераторы. Подобные реакции трудно отличить от аллергических, они могут быть как местными в виде распространенных плотных инфильтратов на месте укуса, сопровождающихся зудом и жжением, так и общими в виде полиартралгии, субфебрильной температуры тела, затягивающимися на несколько недель.
Диагноз и дифференциальный диагноз
Для исключения ложноаллергической реакции следует принимать во внимание, что при первом в жизни ужалении перепончатокрылых общие реакции, связанные с аллергией к компонентам яда, как правило, отсутствуют. Аллергические реакции при укусе перепончатокрылых чаще наблюдаются у атопиков. Дня диагностики инсектной аллергии важное значение наряду с аллергологическим анамнезом имеет накожное тестирование. Последнее проводится через 4—5 нед после перенесенной острой реакции вследствие ужаления при обязательном аллергометрическом титровании аллергена, начиная с дозы 0,000001 PNU/мл, так как диагностические аллергены, приготовленные из перепончатокрылых, весьма реактогенны. В конечном итоге тестирования при отрицательной внутрикожной пробе с аллергеном в концентрации 1000 PNU/мл делается заключение об отсутствии инсектной аллергии. При повторном ужалении пациента и возникновении у него реакции может проводиться повторное тестирование. Однако при проведении накожного тестирования с инсектными аллергенами возможно развитие и ложноаллергических реакций, которые, по данным А.В. Артомасовой (1999), наблюдаются в 30 % случаев. Поэтому наряду с накожным тестированием для диагностики реагинового типа реакции используется радиоаллергосорбентный тест — определение специфических IgE к инсектным аллергенам, корреляция которого с прямыми кожными пробами весьма высока. Не допускается при диагностике проведение ингаляционных, провокационных диагностических тестов с инсектными аллергенами из-за крайней их опасности.
В процессе дифференциальной диагностики следует учитывать аллергические реакции на укусы кровососущих насекомых — комаров, мошек, москитов, слепней. Слюна кровососущих насекомых содержит наряду с аллергозирующими токсические, анестезирующие и противосвертывающие кровь вещества, а также в ряде случаев возбудителей различных инфекций. Колумбацкая мошка, например, может быть опасной для животных, вызывая при массовых укусах падеж скота вследствие обильных кровоизлияний в паренхиму внутренних органов.
При укусе людей преобладают местные аллергические реакции в виде нарастающего плотного отека, который исчезает через 7—10 дней. Возможны местные везикулезно-буллезные и некротические реакции. Общие реакции в виде уртикарной сыпи, затрудненного дыхания, бессонницы наблюдаются редко.
Что касается аллергических реакций на ингаляционные аллергены насекомых отряда чешуекрылых, отряда таракановых, прямокрылых (саранча, кузнечики, шелкопряд), то в природных условиях они могут встречаться крайне редко. Чаще наблюдается аллергия к слюне, фекалиям тараканов, живущих в квартире, при контакте с мотылем (его дериватами) — кормом рыб в аквариуме, которая может проявляться риноконъюнктивальным синдромом, приступами бронхиальной астмы.
Ингаляционная аллергия, сопровождающаяся ринитом, приступообразным кашлем, затрудненным дыханием, крайне актуальна для работающих в лабораториях, шелкопрядильных, шелкоткацких цехах, при папильонаже — массовом вылете из коконов бабочек, их спаривании и откладывании грены.
Контактная аллергия, связанная с выделениями из ворсинок гусеницы-червя (волнянок, златоглузок, желтоглузок), также может сопровождаться как местными, так и общими реакциями, однако степень их выраженности гораздо меньше по сравнению с аллергическими реакциями, наблюдаемыми при ужалении перепончатокрылых.
Лечение и профилактика инсектной аллергии
Основное внимание пациентов должно быть направлено на предупреждение контакта с перепончатокрылыми и другими насекомыми.
Пациентам с угрозой развития анафилактического шока вследствие укуса перепончатокрылых рекомендуется иметь при себе необходимый набор для оказания неотложной помощи (шприц, вату, спирт, две ампулы адреналина, димедрола, солумедрола), а также памятку с изложением порядка оказания неотложной помощи.
Важно своевременно удалить из кожи «жало» насекомого, блокировать возможное поступление яда с помощью жгута, накладываемого выше места укуса, там, где это физиологически возможно. При развитии анафилактического шока проводится комплекс противошоковых мероприятий (см. Анафилактический шок). В зависимости от степени выраженности местных и общих реакций наряду с антигистаминными могут использоваться аналгезирующие и глюкокортикоидные средства.
При наличии местных реакций для снятия зуда и жжения пораженный участок кожи обрабатывается аэрозолями аллергодила, при выраженных местных реакциях можно использовать кремы, лосьоны, содержащие глюкокортикоиды (целестодерм-В, в 1 г которого содержится 1 мг бетаметазона валерата, или элоком, в 1 г— 1 мг мометазона фуроата, или флуцинар с содержанием в 1 г 250 мкг флуоцинолона ацетонида).
Пациентам, склонным к инсектной аллергии к компонентам перепончатокрылых с угрозой развития тяжелых аллергических реакций, профилактически показано проведение СИТ в условиях аллергического кабинета. Для приготовления лечебных аллергенов используют экстракты из тела медоносных пчел, ос или диализаты яда перепончатокрылых. Чтобы подобрать исходную дозу для проведения СИТ, осуществляют предварительное аллергометрическое титрование аллергена. Начинают СИТ в конце ноября с разведения, которое неопасно для пациента. При хорошей переносимости СИТ заканчивается в апреле на дозе 1000 PNU/мл с последующим введением поддерживающей дозы (0,5 мл 1 раз в 3 нед) до сентября. Для достижения оптимальной защиты от яда отряда перепончатокрылых рекомендуется провести три курса СИТ с перерывом на один год (А.В. Артомасова, 1999). В дальнейшем оценивается степень выраженности сенсибилизации к яду перепончатокрылых и решается вопрос индивидуально о необходимости проведения повторных курсов СИТ.
Часто при наличии инсектной аллергии к перепончатокрылым пациенты опасаются укусов других насекомых, и это резко снижает степень их свободы. Следует отметить, что перекрестная сенсибилизация возможна к антигенам одного семейства и часто отсутствует к антигенам других отрядов насекомых. Однако у лиц, склонных к инсектной аллергии, при повторных укусах насекомых повышенная чувствительность может появиться к их новым представителям и в связи с этим подобным пациентам нужно иметь с собой аптечку (с наличием антигистаминных средств и др.), чтобы оказать себе своевременную помощь.
Источник: «Медицина и болезни»
Аллергология2011-6-20 13:03 |