В числе главных причин называются раннее начало половой жизни, частая смена половых партнеров, недостаточная информированность о правилах и средствах контрацепции и изменение норм сексуального поведения [1]. Общая тенденция к нарастанию числа заболеваний, передающихся половым путем, наблюдается и в отношении инфекций, обусловленных такими внутриклеточными возбудителями, как Мycoplasma spp. и Ureaplasma urealyticum. Если в 1997 г., по данным Министерства здравоохранения РФ, число больных уреаплазмозом составляло 81,9 на 100 тыс. населения, то в 1998 г. количество заболевших уже увеличилось до 95,7 на 100 тыс. населения [2]. Несмотря на то, что до сих пор роль микоплазм и уреаплазм в этиологии и патогенезе заболеваний урогенитального тракта окончательно не установлена, при наличии клинических проявлений инфекционно–воспалительного процесса со стороны мочеполовых органов и идентификации данного возбудителя необходимо назначение этиотропной терапии [3].
Клинические проявления урогенитальных микоплазменной и уреаплазменной инфекции неспецифичны и обычно представлены симптомами уретрита (слизистые выделения из мочеиспускательного канала; боли, зуд и жжение в уретре, покраснение губок наружного отверстия уретры) и простатита (болевые ощущения в промежности, паховой области, мошонке; учащенное и болезненное мочеиспускание). Следует добавить, что в ряде случаев микоплазменная и уреаплазменная инфекции урогенитального тракта могут протекать, сочетая в себе как симптомы уретрита, так и симптомы простатита, а нередко данные инфекции не вызывают никаких отклонений в состоянии пациентов и обнаруживаются при обследовании случайно.
Традиционными методами идентификации Mycoplasma hominis, Mycoplasma genitalium, Ureaplasma urealyticum являются культуральное исследование с выделением микоплазм и уреаплазм в клиническом материале, метод прямой иммунофлюоресценции (ПИФ), иммуноферментный анализ и метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Этиотропное лечение может назначаться после обследования обоих половых партнеров только при идентификации возбудителя. В настоящее время антимикробная терапия, эффективная в отношении микоплазм и уреаплазм, проводится препаратами из групп тетрациклинов, макролидов и фторхинолонов [6]. В связи с этим появление на российском рынке нового препарата Спарфло (спарфлоксацина) дифторхинолона, обладающего более высокой активностью по сравнению с фторхинолонами предыдущих поколений в отношении внутриклеточных возбудителей, а также воздействующего на микроорганизмы, устойчивые к другим антимикробным препаратам, вызывает сегодня особый интерес специалистов. Механизм действия фторхинолона третьего поколения спарфлоксацина связан с ингибированием двух жизненно важных ферментов микробной клетки ДНКгиразы и топоизомеразы 4, за счет чего нарушается синтез ДНК и происходит гибель микроорганизма. Спарфлоксацин обладает рядом достоинств, в их числе: пролонгированное действие (период полувыведения препарата составляет в среднем 1820 ч) [4], позволяющее назначать препарат один раз в сутки, и большой объем распределения (5,5 л/кг), превышающий этот показатель для других фторхинолонов [4,5]. Препарат создает высокие тканевые концентрации и высокоактивен в отношении внутриклеточных микроорганизмов без существенных изменений активности в отношении грамотрицательных бактерий.
Материал и методы
В урологической клинике Российского государственного медицинского университета препарат Спарфло был назначен 25 мужчинам с урогенитальной инфекцией, обусловленной Mycoplasma hominis и Ureaplasma urealyticum. Возраст больных от 21 до 43 лет. У 10 (40%) пациентов была обнаружена только микоплазменная инфекция, у 8 (32%) только уреаплазменная инфекция, у 7 (28%) было выявлено сочетание микоплазменной и уреаплазменной инфекций. Все пациенты прошли физикальное обследование, пальцевое ректальное исследование, трансабдоминальное и трансректальное ультразвуковое исследование предстательной железы и лабораторные тесты (общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование мочи, микроскопический анализ секрета предстательной железы). Идентификацию возбудителей в соскобах из уретры проводили методами полимеразной цепной реакции (ПЦР) и прямой иммунофлуоресценции (ПИФ).
При выяснении жалоб оказалось, что 17 пациентам доставляло беспокойство наличие скудных слизистых выделений из мочеиспускательного канала, 15 пациентов жаловались на жжение и зуд в уретре, 12 на покраснение губок наружного отверстия мочеиспускательного канала, 7 на болевые ощущения в промежности, паху и мошонке, 4 на учащенное болезненное мочеиспускание. В то же время у 5 пациентов, обследовавшихся в связи с наличием инфекции у половых партнеров, не было никаких жалоб и заболевание протекало бессимптомно. В результате проведенного обследования уретрит обнаружен у 13 пациентов, сочетание уретрита и простатита у 7 пациентов. У 5 больных признаки воспаления в предстательной железе и уретре были выявлены только благодаря ультразвуковым и лабораторным методам исследования. Следует отметить, что у всех пациентов посев мочи на банальную микрофлору оказался стерильным. У 12 пациентов в секрете предстательной железы было обнаружено более 10 лейкоцитов в поле зрения, тогда как у больных с картиной воспалительного процесса в предстательной железе при ультразвуковом исследовании отмечена эхонеоднородность железы с наличием очаговой или диффузной гиперэхогенности наряду с некоторым увеличением объема предстательной железы (средний объем 31,7 см3).
Всем пациентам с урогенитальной инфекцией, обусловленной микоплазмой и уреаплазмой, был назначен препарат Спарфло по общепринятой схеме: в первый день утром 400 мг (2 таблетки), в последующие дни по 200 мг (1 таблетка) один раз в день, независимо от приема пищи. Продолжительность лечения составляла 10 дней.
Наряду с антимикробной терапией пациентам назначали противовоспалительную терапию (ректальные суппозитории с диклофенаком по 100 мг на ночь), ферментные препараты (флогэнзим по 2 драже 3 раза в день за 30 мин до еды). Пациентам с проявлениями простатита проводилась низкоинтенсивная трансректальная лазеротерапия. Ректальное воздействие лазерным излучением (аппарат ALT "Mustang2000") осуществлялось в биомодулированном режиме, в красном оптическом диапазоне с длиной волны 0,63 мкм, мощностью 20 мВт (время экспозиции 10 минут). Курс лазеротерапии состоял из десяти ежедневных процедур. Все пациенты были предупреждены о необходимости использования контрацептивов при сексуальных отношениях во избежание суперинфекции. Контроль эффективности терапии с помощью методов ПЦР и ПИФ осуществляли через 2 недели и 1,5 мес после окончания курса лечения.
Результаты
При контрольном обследовании всех 25 пациентов спустя две недели после окончания курса терапии Mycoplasma hominis не обнаруживалась в соскобе из уретры методами ПИФ и ПЦР у 9 (90%) из 10 человек, лечившихся по поводу только микоплазменной инфекции; Ureaplasma urealyticum не была обнаружена теми же методами у всех 8 (100%) больных только с уреаплазменной инфекцией; в группе больных с смешанной инфекцией оба микроорганизма после курса лечения не были выявлены у 5 (71%) из 7 пациентов. Пациенту с вновь обнаруженной методом ПИФ через 2 недели после лечения микоплазменной инфекцией был назначен 10дневный курс антибиотика из группы макролидов (рокситромицин по 150 мг 2 раза в сутки до еды), и при контрольном обследовании через 1,5 мес возбудитель в соскобе из уретры не обнаруживался методами ПИФ и ПЦР. У 2 пациентов с микоплазменной и уреаплазменной инфекциями при контрольном обследовании после курса лечения Спарфло была выявлена Ureaplasma urealyticum, то есть смешанная до начала терапии инфекция перешла в моноинфекционную форму. Этим больным был также назначен десятидневный курс терапии рокситромицином, оказавшийся достаточным для ликвидации возбудителя. При контрольном обследовании через 1,5 мес у всех 25 пациентов микоплазмы и уреаплазмы методами ПИФ и ПЦР не были выявлены.
Терапия препаратом Спарфло у пациентов с урогенитальной микоплазменной и уреаплазменной инфекцией привела к значительному уменьшению и исчезновению симптоматики (табл. 1), исчезновению воспалительных изменений в секрете предстательной железы у 9 из 12 больных с проявлениями простатита, уменьшению среднего объема предстательной железы по данным трансабдоминального и трансректального ультразвукового исследования (с 31,7 до 21,3 см3).
Исследование подтвердило хорошую переносимость препарата Спарфло®. Только у 2 пациентов отмечались нежелательные реакции при его приеме. Один пациент во время приема препарата отмечал тошноту и учащение стула до 4 раз в сутки, а другой – ежедневную головную боль, хорошо купировавшуюся приемом анальгетика в течение всего курса лечения. Данные нежелательные реакции не вызвали необходимости прекращения курса терапии и отмены препарата. Вышеописанные побочные действия прошли самостоятельно и не беспокоили пациентов после окончания 10–дневного курса лечения.
Обсуждение
Проведенное исследование продемонстрировало высокую чувствительность микоплазменной и уреаплазменной урогенитальных инфекций к препарату Спарфло (спарфлоксацину). Относящийся к фторхинолонам третьего поколения препарат показал свою высокую эффективность в терапии урогенитальных микоплазменных и уреплазменных инфекций при минимальном количестве нежелательных реакций в течение всего курса лечения. Микробиологическая эффективность использования Спарфло у 25 пациентов с урогенитальными микоплазменными и уреаплазменными инфекциями составила 88%, в то время как значительного уменьшения симптоматики удалось добиться у 85% больных. В течение короткого курса антимикробной терапии удалось достичь эффективной элиминации возбудителя и уменьшения клинической симптоматики. Препарат удобен для применения в связи с периодом полувыведения, составляющим в среднем 1820 ч, и назначается один раз в сутки, что позволяет добиться от пациентов четкого следования предписаниям врача. Имевшие место нежелательные реакции у 2 (8%) больных не потребовали отмены препарата и исчезли после окончания курса лечения.
Таким образом, использование Спарфло в качестве средства этиотропной терапии урогенитальных инфекций микоплазменной и уреаплазменной этиологии является высокоэффективным и показано к широкому применению.
Литература:
1. Лосева О.К. Вопросы полового воспитания и профилактики инфекций, передаваемых половым путем среди молодежи. "Современные методы диагностики, терапии и профилактики ИППП и других урогенитальных инфекций." Сборник материалов рабочих совещаний дерматовенерологов и акушеровгинекологов. 19992000 гг. С.2628.
2. Тихонова Л.И. Общий обзор ситуаций с инфекциями, передаваемыми половым путем. Там же. С.23.
3. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний, передаваемых половым путем. Под редакцией К.К.Борисенко. Методические материалы. Ассоциация САНАМ. Москва.1996. С.2527.
4. Падейская Е.Н., Яковлев В.П. Фторхинолоны. Москва. Биоинформ.1995. С.116118.
5. Zagam. Sparfloxacin. Monograph. Eds. Carbon C., Rubinstein E. // Adis, 1994
6. Eliopoulos GM, Eliopoulos CT. Activity in vitro of the quinolones. In: Quinolone Antimicrobial Agents, 2nd, eds. Hooper DS, Wolfson JS, Washington, 1993; 161193.
Опубликовано с разрешения администрации Русского Медицинского Журнала.
Урология и нефрология2011-6-20 12:21 |