В 1991 году появился первый сын Миллеров Энтони, за ним последовали Эштон, которому сейчас 8 лет, и четырехлетний Алек. Каждый из них был даром, говорит Шарла, но желание иметь девочку не исчезало.
"Мать – моя лучшая подруга, – говорит она. – Я не могла выбросить из головы то, что хочу дочку". Два года назад Шарла, после рождения Алека сделавшая перевязку фаллопиевых труб, задумалась об удочерении. В ходе поисков по интернету она наткнулась на сайт Института репродукции в Лос-Анджелесе, который возглавляет д-р Джеффри Штейнберг. Там она узнала о методе искусственного оплодотворения, получившем название имплантации генетического диагноза (PGD).
Метод, который заключается в создании эмбрионов в пробирке и последующем тестировании на пол, дает почти 100-процентную уверенность в поле будущего ребенка. Цена – 18480 долларов плюс дорожные расходы. В ноябре яйцеклетки Шарлы и сперму Шейна соединили в лабораторном сосуде, и в результате появилось 14 здоровых эмбрионов, семь мужского пола и семь женского.
Штейнберг имплантировал три женских в матку Шарлы, и два из них прижились. Если все пойдет хорошо, в июле на свет появятся девочки-двойняшки. "У меня три прекрасных мальчика, – говорит Шарла, – но поскольку появился шанс завести девочку, почему бы и нет?"
Явно мы уже живем в дивном новом мире. 25 лет развития репродуктивной медицины с первыми детьми из пробирки, донорскими яйцеклетками и суррогатными матерями полностью изменили производство детей. Теперь ученые не просто помогают супругам завести детей, они могут помочь завести таких детей, каких хотят родители.
Выбор пола может уничтожить одну из главных тайн рождения, но для людей, привычных к трехмерному ультразвуковому обследованию зародыша, узнающих пол ребенка через несколько недель после зачатия и выбирающих дату родов, это всего лишь следующий логический шаг. Радостные восклицания "Это мальчик!" или "Это девочка!" скоро могут превратиться в туманные предания о том, какими случайными рождения были когда-то.
На протяжении всей истории люди хотят ребенка того или другого пола и готовы пойти почти на все, чтобы получить желаемый результат. Теперь, когда выбор пола научно достижим, интерес к этой спорной практике (в Британии разрешенной только по медицинским показаниям) огромен.
Несмотря на моральные проблемы, американцы обсуждают этот вопрос со своими врачами и посещают сайты www.choosethesexofyourbaby.com и myboyorgirl.com, обещающие в случае неудачи вернуть деньги. За последние полгода на сайте Штейнберга побывало 85 тыс. посетителей.
В Институте генетики и искусственного оплодотворения в Вирджинии завершаются клинические испытания методики MicroSort. Через рекламу на радио, в газетах и журналах ("Хотите выбрать пол своего будущего ребенка?") клиника набрала сотни добровольцев – более 400 младенцев из 750, необходимых для завершения испытаний, уже родились.
Другие супружеские пары прибегают к более старым и менее технологичным методикам сортировки спермы, вроде метода Эриксона, которые предлагают два десятка клиник страны. На сегодняшний день PGD является самым провокационным методом.
Некоторые клиники предлагают эту процедуру как дополнительную возможность для пар, уже прошедших лечение, но таких, которые предлагали бы этот метод здоровым парам, мало. После того, как Штейнберг реши предложить свою методику выбора пола всем желающим, "слух об этом распространяется, – по его словам, – со скоростью лесного пожара".
Возможность создать мальчика или девочку открывает технологический ящик Пандоры. Хотя благодарные семьи прославляют прогресс, возникает масса этических вопросов о том, не переступает ли наука грань, которую нельзя переступать. Даже среди специалистов по репродукции нет единого мнения о том, допустимо ли выбирать мужской или женский эмбрион.
Если супруги смогут заказывать мальчика или девочку, каким будет следующий шаг на скользком пути современной репродуктивной медицины? Цвет глаз? Рост? Интеллект? Не станет ли выбор пола новой формой дискриминации по признаку пола? Не нарушит ли, как в Китае, соотношение между количеством мужчин и женщин? Во многих европейских странах выбор пола уже запретили, надо ли вводить такие же правила в Америке?
Эти проблемы обсуждаются в медицинских журналах, этических советах университетов, на самом высоком уровне в Вашингтоне. На прошлой неделе президентский Совет по биоэтике обсуждал предложения, касающиеся законов, запрещающих продажу и покупку эмбрионов и далеко идущие эксперименты в области репродукции, например, создание гибридов человека и животного.
Несмотря на то что рекомендации, которые должны быть обнародованы весной, не предлагают запрещать искусственное оплодотворение и выбор пола, цель ясна: правительство должно вмешаться раньше, чем технология зайдет слишком далеко. "Хотя разногласия по некоторым вопросам очень велики, все мы заинтересованы в том, чтобы люди производили на свет людей", – говорит ведущий специалист по биоэтике Леон Касс.
В 1988 году, после рождения их сына Джесса, Мэри и Сэм Тодтман испробовали все народные средства, чтобы родить девочку. За Джессом последовали Джейкоб, которому сейчас 10 лет, и семилетний Лукас. После этого стало ясно, что мальчики в этой семье останутся мальчиками. У Сэма два брата, и в его родне на протяжении 70 лет рождались только мальчики. После серьезных раздумий супруги решили стать участниками испытаний MicroSort, "чтобы сбалансировать семью".
С тех пор как в 1995 году начались испытания MicroSort, желание в них участвовать изъявили более 1,3 тыс. пар, почти в 10 раз больше, чем участвовало в испытаниях, направленных на предотвращение генетических заболеваний. Институт активно набирает новых кандидатов для своих испытаний. В 2003 году недалеко от Лос-Анджелеса открылась вторая клиника, в нынешнем году планируется открыть третью во Флориде.
В институте надеются, что MicroSort станет первой методикой сортировки спермы, получившей одобрение FDA, означающее, что она безопасна и эффективна.
Методику MicroSort придумали в министерстве сельского хозяйства для сортировки спермы домашнего скота. Она основана на соединении спермы с окрашенной ДНК, что помогает отделить друг от друга X- и Y-хромосомы. Большинство пар, прибегающих к этому методу, не имеет репродуктивных проблем и для зачатия использует стандартное искусственное оплодотворение.
Методика далека от совершенства – чтобы забеременеть, многим участникам приходится предпринимать не одну попытку, каждая из которых стоит, как минимум, 2,5 тыс. долларов. И в результате не всегда получают выбранный пол. По последним подсчетам, 91% пар, заказавших X-хромосому, произвели на свет девочек и 76%, заказавших Y-хромосому, – мальчиков. Тодтман повезло: после трех попыток Мэри забеременела и в апреле родила дочь Натали.
Другие, зная, что их шансы на успех намного выше при применении PGD, становятся пионерами новейшего метода планирования семьи. Методика, предлагаемая в ограниченном количестве клиник, изначально разрабатывалась для обнаружения генетических заболеваний у эмбрионов перед их имплантацией. За последнее десятилетие она дала возможность сотням пар, переживших смерть больного ребенка, завести здоровых детей.
Сегодня некоторые врачи используют методику PGD для увеличения шансов на успех при искусственном оплодотворении, отсеивая эмбрионы с хромосомными аномалиями. Некоторые пациенты задают вопросы о поле ребенка, и, по мнению врачей, они имеют на это право. После скрининга "я говорю им, что эмбрион нормален, говорю, мужской он или женский", рассказывает специалист по PGD Юрий Верлинский из Института репродуктивной генетики в Чикаго.
Одно дело позволить бесплодной паре выбрать пол будущего ребенка после PGD. Но создание эмбрионов для сортировки мальчиков и девочек вызывает тревогу этического и нравственного характера. В последние годы некоторые клиники начали предлагать процедуру для установления баланса без ограничений.
По словам Штейнберга, его группа, прежде чем это сделать, тщательно обсудила все за и против. Логика проста. "На протяжении 20 лет мы предлагаем сортировку спермы без предварительных условий. Теперь, в 2004 году, я могу предложить почти 100-процентный успех PGD. Почему же эта методика должна стать менее доступной?"
Д-р Марк Хьюджес, ведущий специалист по PGD с медицинского факультета Университета Уэйна в Детройте, относится к числу тех, кто считает это неприемлемым. "Насколько я знаю, пол не является заболеванием, – говорит он. – Нет боли, нет страданий, а значит, и нет причин для медицинского вмешательства. Нам хватает работы с тем, чтобы помочь парам, страдающим серьезными заболеваниями, в создании здоровых семей".
Д-р Марк Сойер из Университета Колумбии также не приемлет идею установления семейного баланса. "Что вы пытаетесь сбалансировать? Это дискредитация ценности человеческой жизни". Когда некоторые пациенты об этом просят, "я смотрю им прямо в глаза и говорю, что этого мы делать не будем".
Одно из беспокойств заключается в том, что выбор пола предполагает сексизм. Выбирая один пол, человек отвергает другой. По словам Блауэра, большинство пар, прибегающих к MicroSort, хотят девочек. В клинике Хилла 65% заказывают мальчиков, у Штейнберга 55%. А что, если пара не получает младенца желанного пола? PGD почти гарантирует результат, но вопрос о том, что делать с эмбрионами "неправильного пола", остается.
А есть еще фундаментальный конфликт между наукой и религией. Одна корейско-американская пара, имеющая двух дочерей, побывала по обе стороны баррикады. Испытывая обусловленное культурной традицией желание произвести на свет сына, 31-летняя женщина посетила лекцию о MicroSort. Полученная информация ее заинтриговала, и она пришла во второй раз, убедив мужа пойти с ней. Но когда настал момент принятия окончательного решения, высшие силы взяли верх. "Я не думаю, что бог предназначил нас для этого, – говорит она. – Мы решили просто молиться и предоставить это богу".
Мы не были бы людьми, если бы не думали о научной фантастике, поджидающей нас за поворотом. Штейнберг, который занимается искусственным оплодотворением с момента его появления в 1970-х годах, вспоминает, как находил на ветровом стекле своей машины записки, в которых говорилось, что у детей из пробирки нет души. Сама идея тогда "казалась немыслимой", говорит он. Но уже появилось около миллиона таких детей, и эта практика стала привычным делом. Возможно, такая же судьба ожидает и выбор пола.
Источник: Inopressa.ru
Детcкое здоровье2011-6-17 18:09 |