За это ответственны лобные доли мозга, но только некоторые люди с возрастом страдают ослаблением их функций. Больше того, несмотря на этот возникающий с возрастом дефицит мозговой деятельности, люди способны научиться улучшать свою исходную память. Результаты исследования были опубликованы в Журнале Экспериментальной Психологии (Journal of Experimental Psychology) в статье "Научение, Память и Познание" издаваемом Американской Психологической Ассоциацией (APA).
Глиски, Рубин и Дэвидсон провели четыре эксперимента, в которых сравнивались функции памяти у относительно здоровых пожилых жителей области Туксон старше 65 лет, с таковыми у старшекурсников колледжа. Сначала, была произведена оценка эффективности лобных долей в последовательности нейрофизиологических тестов. Затем, была изучена взаимосвязь между эффективностью работы лобных долей и качеством запоминания исходной (контекстуальной) информации, которая крепче, чем просто хранение в памяти и восстановление деталей. Исходная память охватывает широкий спектр контекстуальных аспектов - познавательный, пространственно-временной, эмоциональный, социальный, то есть тех, которые сопровождают событие; например, относительно того было ли о данном факте кем-то рассказано, или о нем стало известно из книги или телепередачи. Этот умственный процесс более сложен, чем просто запоминание фактов, потому что в него вовлекается большее количество деталей и решений, ведь оно связывает эти окружающие детали с центральной деталью или событием.
Исследователи нашли, что у половины их испытуемых с показателями работы лобных долей выше среднего на тестах не было отмечено существенных ухудшений в исходной памяти (как у группы). В другой контрольной половине, с показателями работы лобных долей ниже среднего, имелась тенденция к ослаблению исходной памяти (как у группы). Данные показали, что проблемы с исходной памятью - не неизбежное последствие старения, как обычно принято думать, а это скорее функция эффективности работы лобных долей мозга. Точных данных о количестве пожилых, у которых снижаются эти показатели, а так же о том, в каком возрасте, и в какой степени это происходит, в настоящее время нет. Но представляется ясным, что чем лучше функционирование лобных долей мозга, тем лучше работа исходной памяти. Тогда пожилые выполняют задачи с исходной памятью так же, как и молодые люди.
Больше того, когда исследователи просили обдумать (установить) связь между деталью и контекстом, возрастные различия в свойствах памяти полностью исчезали. По-видимому, с возрастом важно стараться объединять несколько аспектов опыта, чтобы помнить опыт в целом. Например, не достаточно помнить свой автомобиль, и что он припаркован где-то на автостоянке у торгового центра. Важно уделить внимание взаимосвязи между машиной и ее местоположением на стоянке. Пожилым людям, вероятно, необходимо производить определенные дополнительные усилия для кодирования этих связей, чтобы позднее их лучше помнить.
Иначе говоря, проблемы исходной памяти могут случаться только с теми немногими, которые умственно стареют иначе, чем другие. И даже тогда, им можно помочь, обучая лучшему запоминанию обстановки.
Источник: News.Battery.Ru
Неврология и нейрохирургия2011-6-20 18:40 |