Второе: намного страшнее, чем сама болезнь, ее побочный эффект - паника. Ей поддались миллионы, десятки миллионов людей, в том числе, кстати, и в России. И третье - самое неприятное: Россия стала жертвой открытости и доступности... дезинформации. Дезинформации как результата погони за сенсацией.
Атипичная пневмония, SARS, тяжелое острое респираторное заболевание - как ни называй, а суть одна: нечто новое, непонятное, с жертвами, а потому страшное, пугающее.
Немного хроники. В Пекине было спокойно до середины марта, когда объявили о первых случаях заболевания в столице. Но настоящая паника среди местного населения и приезжих началась после оглашения новых цифр, резко выросших на два порядка. Каждый день приносил сотни заболевших, еще больше подозреваемых, десятки больных из числа медперсонала и, самое страшное, - ежедневные смерти. Во всех аптеках исчезли защитные марлевые повязки, были мгновенно раскуплены все запасы иммуноукрепляющих традиционных китайских лекарств (особенно шелуха коконов цикад), в магазинах опустели полки с дезинфицирующими средствами, исчезли даже простые мокрые салфетки для рук.
И вот "полетели" министр здравоохранения и недавно назначенный мэр Пекина: сначала - с партийных постов, затем - с госдолжностей. За то, что прозевали, не просчитали ситуацию, не приняли срочных превентивных мер по локализации болезни. Сразу после их снятия была объявлена всеобщая мобилизация всех медицинских и научных резервов страны. Проблема взята председателем КНР под личный контроль, соответствующим ведомствам дано указание предоставлять публике самые точные сведения о развитии ситуации, должностным лицам обещано немедленное увольнение в случае сокрытия данных или нерасторопности. Создана специальная медслужба "120" (по номеру телефона горячей линии), чьи машины ежедневно носятся по улицам города с больными на борту. Для борьбы с SARS специально переоборудованы ведущие больницы города. За семь дней (что кажется просто немыслимым) построен новый госпиталь. Тысячи людей на объектах, где обнаружены зараженные, помещены на карантин. Аэропорт Шоуду (Столичный) закрыт для праздношатающихся, а все отъезжающие дважды - при входе в здание и перед погранконтролем - разными методами проверяются на повышенную температуру (характерный симптом во всех без исключения случаях заболевания - это температура 38 градусов и выше). Китайцы и иностранцы в большинстве своем надели многослойные марлевые и угольные повязки. Опустели улицы и рестораны, детям продлены каникулы, многие вузы, не прекращая занятий, отгородились от внешнего мира. Рекомендовано избегать близких контактов с окружающими, проветривать жилые и служебные помещения, тщательно соблюдать правила личной гигиены, не пренебрегать средствами защиты в местах скопления народа. Пошла информация о том, что местные спецы создали два теста для диагностики SARS (последний из них - "Элиса" - выдает результат уже через час). Столичные власти и минздрав ежедневно стали проводить брифинги, где подробно, хотя нередко уходя от прямых ответов, сообщали последние сведения о болезни и мерах, принимаемых для борьбы с ней. И вот темпы роста числа больных стали менее пугающими. Народ снял маски с лиц и высыпал на улицы. Напряжение спало, хотя угроза осталась.
Имея возможность непосредственно наблюдать все события в Китае, при этом постоянно получая сведения о ней из различных источников, я поражался тому, что шло и до сих пор идет через российские СМИ. Например, собкор ОРТ беспардонно искажал и подтасовывал факты, нередко в репортажах из Пекина использовал видеоряд из Гонконга и Тайваня. Это приводило чуть ли не к инфарктам у российских родственников тех, кто учится или работает в КНР. Сразу после таких репортажей на наших граждан в Китае обрушивался шквал звонков от родных с требованиями немедленно возвращаться домой. Я не ставлю себе задачу разобрать по косточкам работу телевизионщиков. Хочу лишь констатировать, что как корреспондент одного из ведущих общенациональных каналов он заложил прочный фундамент паники, охватывающей сейчас россиян во всех уголках нашей страны.
Кроме того, в это "великое дело" внесли свой вклад и некоторые наши интернет-издания. Они, например, со ссылкой на свои анонимные источники в российском МИДе сообщили, что посол России в КНР Игорь Рогачев принял решение об эвакуации обучающихся в китайских вузах студентов, а также жен и детей сотрудников посольства. Основой для "утки" послужила невинная попытка посольства объединить в группу всех своих работников и их родных, добровольно отъезжающих из Пекина в отпуск и на каникулы, для отправки их регулярным рейсом "Аэрофлота" (речи о борте МЧС даже и не шло), чтобы уменьшить степень риска, связанного с необходимостью перемещения по городу и в здании аэропорта. Это нормальное проявление заботы учреждения о своих работниках, и только. Недостаток этой акции, возможно, состоял в отсутствии официальных комментариев, что и спровоцировало появление "дезы". Студенты же тут совсем ни при чем, хотя посольство специально провело для них собрание, чтобы поддержать морально, подтвердить или опровергнуть бродящие в их среде слухи, предоставить самые точные данные по "атипичке". Интересно, почему анонимным авторам заметок перед тем, как пугать своих читателей (все же слово "эвакуация" в сознании обывателя и в реальной жизни - показатель того, что ситуация стала критической), не пришло в голову перепроверить информацию у официальных представителей МИД, МЧС и собственно посольства?
Теми же СМИ сообщалось и то, что посольская средняя школа досрочно закрыта "после выявления атипичной пневмонии у дипломата одной из стран СНГ, двое детей которого обучаются в школе". Абсолютный вымысел: упомянутый дипломат еще не успел завести даже одного ребенка (женился совсем недавно), а досрочное завершение занятий было естественной превентивной мерой, дабы обезопасить школьников.
Среди действительно правдивых и объективных источников информации с места событий хотел бы выделить сайт нашего посольства в КНР: russia.org.cn (и это не реклама - сайт некоммерческий, в раскрутке особо не нуждается). На нем ежедневно даются последние данные по SARS, которые сводятся воедино из различных официальных источников (в их достоверности сейчас ни у кого из здравомыслящих людей не осталось сомнения, ведь сейчас в Китае никто не захочет остаться без работы за укрывательство подлинных цифр). Тут нет жареных фактов - просто точные сведения без ненужных эмоций. Может, поэтому на посольский сайт никто, кроме Минздрава России, и не ссылается - из голой правды сенсации не сделаешь...
Глядя из Пекина, ситуацию в России представляешь намного страшнее. Почему-то кажется, что если грянет у нас, то мы не сможем предпринять таких же адекватных масштабных, комплексных и решительных мер. Закрытие границы с Китаем, ликвидация китайских и вьетнамских рынков (кстати, в конце апреля ВОЗ вычеркнула Вьетнам из списка стран, пораженных этой болезнью) абсолютно бессмысленны, когда в Шереметьево-2 и на многих других пограничных пунктах пропуска нет даже простого контроля температуры у прибывающих из-за рубежа (напомню, что SARS, кроме Юго-Восточной Азии, поразил и Европу, и Америку). Мы лишь спустя много недель эфирной болтовни додумались обратиться к китайцам за образцом вируса, почему-то ища его прежде совсем в другой стороне - в Германии. Весьма логично было бы, дабы лучше и быстрее подготовиться к встрече опасности, сразу обратиться к "первоисточнику", заодно попросив поделиться опытом и наработками в области профилактики и лечения опасного заболевания. Вместо этого начали изобретать свои дистанционные термометры (аналогичными приборами уже оснащены многие учреждения по всему миру) и придумывать тесты (еще не имея подробных сведений о вирусе), которые позволяют поставить неточный (!) диагноз за 30 (!) часов - против одного часа китайской "Элисы". Все это пугает: если в России произойдет всплеск болезни, при несознательности большей части населения ("авось пронесет" или "чему быть, того не миновать"), быть беде. Наверное, хватит пугать нас и изобретать велосипед. Надо в темпе изучить опыт других стран, в первую очередь Китая, и взяться за ум.
Станислав Венецкий, "Атипичная пневмония: взгляд из Пекина", "Российская газета", 22.05.2003 № 96 (3210)
Источник: Pharmindex.ru
Инфекционные болезни2011-6-20 17:24 |