Помощь и поддержка необходима множеству людей на всех этапах и при всех формах потребления алкоголя. Такую поддержку человеку можно оказывать, располагая знаниями и умениями из новой междисциплинарной области, получившей название «алкогольная экология».
Алкогольная экология — это защита человека от деструктивного, разрушительного действия спиртных напитков на организм, модификация картины опьянения, замедление развития зависимости, преодоление зависимости от спиртного.
Целью алкогольной экологии является достижение дисциплинированного, оптимально дозированного употребления спиртных напитков, усиление позитивных эффектов алкоголя и максимально возможное уменьшение его вредного воздействия на человека. Занимаясь алкогольной экологи- ей, мы стремимся к минимизации вредных последствий потребления алкоголя, к оптимизации его употребления, к потреблению чистых и качественных напитков, к помощи людям с алкогольными проблемами. [5]
В алкогольной экологии можно выделить ее социальные, биологические и психологические аспекты. Алкоголизм и наркомания являются биопсихосоциальными заболеваниями. Это значит, что болезнь физически разрушает ваше тело (био), воздействует на рассудок (психо) и серьёзно меняет отношение больного с людьми, разваливая семью и опуская его на дно жизни (социо).
Все попытки полного запрещения алкоголя во все исторические эпохи оказывались в лучшем случае безуспешными, а зачастую вредными для общества. Так, «сухой закон» в США привел к формированию организованной преступности. Попытка резкого ограничения алкоголя в СССР повела к невиданному росту пьянства и алкоголизма, а также наркомании и токсикоманий.
Алкогольная экология ставит перед собой задачу оптимизации отношения человека со спиртными напитками. В этом ее отличие от клинической наркологии, которая по-настоящему интересуется только уже заболевшим человеком и всем пациентам обычно предлагает полное воздержание от спиртного.
К биологическому аспекту алкогольной экологии относятся, в частности, врожденная переносимость алкоголя и генетическая предрасположенность к развитию зависимости.
К психологическому аспекту алкогольной экологии относится алкогольное поведение человека: система разрешений и запретов при взаимодействии с алкоголем, способности психологически настраивать себя на определенные формы поведения и ограничения. Это особенно важно в нашей водочной алкогольной субкультуре, где широко употребляется наиболее опасный спиртной напиток. А ведь водка дает не только агрессивные формы опьянения. Быстрее других напитков она вызывает и формирование зависимости, патологию внутренних органов, преждевременное старение и смерть человека. [5]
Безопасное количество алкоголя определить трудно, указывается, что можно рекомендовать до 24 г чистого алкоголя мужчинам и до 16 г женщинам в сутки. В случае превышения этих доз нужно 2 дня воздерживаться от спиртного. [8]
При пересчете данных доз на распространенные спиртные напитки получается следующее:
Допустимые дозы алкоголя в сутки, мл Водка, Коньяк Вина Сухие вина Пиво Мужчины 75 150 300 495 Женщины 50 100 200 330
Суточная доза содержится в каждом из приведенных напитков. Большинство других специалистов критикует приведенные дозы, называя их слишком низкими. Впрочем, каждый из них весьма осторожен в количественном обозначении безопасных доз. Важно, чтобы человек, употребляющий алкоголь, избегал иных токсичных продуктов.
Можно назвать предвестники развития зависимости от алкоголя и отдельные симптомы заболевания, которые существуют изолированно и не складываются в картину заболевания.
Неблагоприятным признаком считается яркость воспоминаний о знакомстве со спиртными напитками. Вернее, воспоминания о первом в жизни значимом употреблении алкоголя.
Настораживает переход со слабых алкогольных напитков на крепкие. Так, предпочтение водки винам и пиву является неблагоприятным.
Важен так называемый симптом желательности алкоголизации, сосредоточенность на выпивке, когда человек постоянно настроен на употребление алкоголя.
Имеют значение и трудности отказаться от спиртного. В частности, когда предлагают выпить, когда началась подготовка к застолью, и особенно когда уже началось само застолье.
В числе предвестников можно назвать запаздывание феномена насыщения, когда малое количество алкоголя вызывает вместо ожидаемой эйфории снижение настроения или даже дисфорию. Доза увеличивается, и ощущение насыщения алкоголем приходит позже, чем обычно. В связи с этим увеличивается продолжительность опьянения с 4-6 часов до 10-12 часов. Предвестником является и эйфория на высоких дозах алкоголя.
Важно отметить, что переносимость алкоголя — характеристика изменчивая. При частом употреблении переносимость может в течение месяца вырасти в 2-3 раза, а затем при полном отказе от спиртного в течение нескольких недель вновь вернуться к прежним показателям. Это же относится и к защитному рвотному рефлексу на передозировку. Данный рефлекс при регулярном потреблении спиртных напитков подавляется довольно быстро.
Предвестником является и симптом обрушивания дозы. Это особое состояние, когда привычно выпивающий человек, увеличивая дозу, длительно чувствует себя только немножко охмелевшим. Он продолжает выпивать. И вдруг, как озарение, он осознает, что совершенно пьян.
Установлено, что у людей, пьющих без явлений зависимости от алкоголя, отмечается как бы периодическое выскакивание отдельных симптомов. К ним, в частности, относятся алкогольные палимпсесты, проявляющиеся в виде потери памяти в состоянии опьянения средней степени выраженности. Память теряется на отдельные эпизоды, тогда как на все другое сохраняется. К таким же симптомам относятся алкогольные амнезии, когда в состоянии опьянения средней степени выраженности из памяти полностью пропадают воспоминания с какого-то момента и до засыпания.
По В. Б. Альтшулеру (1994), «нормальное» влечение к алкоголю характеризуется психологической понятностью и ясностью мотивации. Перед употреблением алкоголя отмечаются окрашенные положительными эмоциями переживания как у больных, так и у здоровых. У больных часто присоединяется чувство вины, тревога, раскаяние. Люди с зависимостью употребляют спиртное вопреки всему, несмотря на отрицательные последствия, к которым относятся: нарушение семейных, дружеских и иных социальных связей; нарушение трудового статуса; конфликт с законом; расстройства здоровья; похмелье...
По Н.Н. Пятницкой (1994), для начального звена при любой зависимости типичны четыре характеристики: эйфория, предпочтение конкретного препарата, регулярность приема, угасание первоначального эффекта. [5]
Алкогольная экология — это особая область, пограничная между наркологией, психотерапией и экологией человека, которая только начинает развиваться. Число специалистов в данной области пока очень невелико. Ближе других к алкогольной экологии стоят психотерапевты и врачи-наркологи. Особенно те из них, кто обучен психотерапии и нетрадиционным методам лечения. Интенсивное развитие алкогольной экологии позволит сохранить и развить здоровье многих тысяч наших сограждан. [5]
Психотерапия в настоящее время считается основным методом лечения больных алкоголизмом. [3] Основной тенденцией развития психотерапии алкоголизма на современном этапе, как отмечают Гузиков, Ерышев, является её эволюция от гетеро- и аутосуггестивных воздействий, направленных на выработку отвращения к алкоголю, от разъясняющей терапии в группах к глубокому анализу личности больного, системы его ценностных отношений, имеющему своей целью повышение социально-психологической адаптации пациента и в результате этого – отказ его от употребления алкоголя.
Ранее психотерапией алкогольной зависимости в основном занимались наркологи, используя “особые методы”: имплантацию, кодирование и другие.
Врачи практикующие такие методы, зачастую обещают излечить “буквально за один сеанс”. На другом конце этой терапевтической территории обещания скромнее, путь дольше, работа кропотливее и цель иная: достичь отсутствие страха поражения. Теперь, современная психотерапевтам алкоголизм и зависимость вообще перестали казаться отдельно существующими проблемами и заболеваниями. Стало очевидно, что они “втекают” и “вытекают” из множества человеческих сложностей, неудач и неустройств, порождая свои иллюзии прибежища, защиты, чувства безопасности, которыми могут стать еда, алкоголь, наркотики и даже работа. [1]
Большой опыт, основанный на точном статистическом учёте, накопленный в США за вторую половину XX века, убедительно показал, что методы основанные на внушении, не способны излечить больных с химической зависимостью. Можно внедрять в подсознание больного идею о трезвой жизни, но поскольку она не будет одобрена центром удовлетворённости, этот хозяин поведения вычистит из подсознания вредную для него идею.
Суггестивные методики, зачастую, позволяют лишь на короткий период времени убедить больного в том, что он болен и нуждается в лечении, именно в этот период обязательно помещение больного в клинику с дальнейшей реабилитацией на амбулаторном этапе. Для этой цели за рубежом успешно используется “12 шаговая программа”. В последнее десятилетие в Москве, Санкт-Питербурге и др. появились интенсивные клинические реабилитационные программы, примером такой является медцентр “Кундала”.
Эффективность групповой психотерапии при алкоголизме тесно связана с семейной психотерапией, выступающей в качестве важного дополнения к ней и проводимой обычно с самого начала лечения больного (психотерапия супружеских пар, в группах жен, мужья которых страдают алкоголизмом, и др.). При этом задача семейной психотерапии – выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость.
Рациональная психологическая коррекция должна строиться на основании изучения мотивации аддиктивного поведения и факторов, этому поведению способствующих. Без знания мотивации и содействующих факторов наиболее известный метод профилактики – санитарное просвещение – может оказаться недейственным. [4]
Известно, что люди с наркотической зависимостью имеют неадекватную, искаженную реакцию не только на употребление наркотика, но и на воздержание от его употребления. Эти симптомы, возникающие в период трезвости, могут проявиться в любое время в ходе выздоровления. [7]
Несмотря на осознание, особенно в медицинских кругах, того, что злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем широко распространены и имеют тяжелые последствия, серьёзное беспокойство вызывает неспособность даже опытных врачей выявить эти нарушения или, выявить их, проводить эффективное лечение. Часто врачи настроены чересчур пессимистично по поводу эффективности лечения, и рецидивы наркомании рассматриваются ими как неблагоприятный исход лечения, тогда как при других нарушениях они считаются закономерными признаками развития болезни. [6]
Срыв и выздоровление очень тесно связаны, как иголка с ниткой. Вы не можете выздороветь от алкоголизма, не испытываете склонности к срыву. Склонность к срыву – это нормальная и естественная часть процесса выздоровления, и здесь нечего стыдиться.
Иногда остаточные расстройства (кстати, неизбежные у всех) в период трезвости делаются более сильными, и человек становиться дисфункциональным (проще говоря, внутренне не управляемым и неадекватным в мышлении), даже если он не употребляет алкоголя или наркотиков. В группах само- и взаимопомощи общества Анонимных Алкогольников такие случаи дисфункции называют “сухим запоем”. [7]
Можно прервать синдром срыва до наступления серьёзных последствий, осознав предупреждающие признаки срыва, которые человек испытывал ранее при каждом срыве. Это называется планированием профилактики срыва, а проще говоря, - серьёзной осознанной заботой о самом себе. Это совершенно необходимо научиться делать, ибо никто другой за Вас этого не способен сделать. [7]
Литература: Цитренбаум Ч., Кинг М., Коэн У. Гипнотерапия вредных привычек. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998 г. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. – М.: В. Секачёв, 2000. Психотерапия /Под редакцией Б.Д. Карвасарского – СПБ: Изд. “Питер”, 2000 г. Личко А. Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания: Руководство – Л.: Медицина, 1991. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: “Академический проект”, Екатеринбург: “Деловая книга” 1999. Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д.Х. Робертс, С.Е. Хайман (ред.) Наркология. Пер. с англ. – М.; СПБ.: “Издательство БИНОМ” – “Невский Диалект”, 1998. Королёв К.Ю. Как избежать алкогольного срыва. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2000. Р. Д. Лоуренс, П. Н. Бенит. Клиническая фармакология. М.: “Медицина”, 1993, т. 1.
Наркология2011-6-20 18:02 |