Увеличение количества жалоб и исковых заявлений со стороны пациентов и тенденция к их дальнейшему росту обусловлены не только и не столько ухудшением качества медицинской помощи, но и внедрением рыночных отношений в медицинскую практику, осознанием пациентами своих прав как субъекта правового государства, а также активизацией адвокатских контор и юристов, делающих бизнес на исках к лечебным учреждениям.
В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителя» пациенты впервые получили право оценивать качество оказываемой медицинской услуги и предъявлять претензии вплоть до судебных исков, если они этим качеством не удовлетворены.
В 1999-2003г. только в территориальные фонды ОМС поступило свыше 4,5 миллионов заявлений и жалоб на некачественное предоставление медицинской помощи. Обоснованными признано лишь 58,7% жалоб, что свидетельствует не столько о беспочвенности претензий, сколько о неспособности большинства населения правильно формулировать и обосновывать свои требования.
Основными причинами конфликтных ситуаций, претензий и исковых заявлений явились: ненадлежащее качество оказания медицинской помощи (необоснованное, без достаточных показаний или при наличии противопоказаний, проведение диагностических, лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения; использование лечебных технологий, не предусмотренных отраслевыми стандартами); несоблюдение деонтологических принципов, отсутствие доверительных взаимоотношений с пациентом; недостатки в ведении первичной документации.
При возбуждении уголовного или гражданского процесса в качестве первичной выдвигается и подвергается комплексной проверке версия о врачебной ошибке и халатности.
Термин «врачебная ошибка» включает «действие или бездействие врача, которое способствовало или могло способствовать увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса». Под халатностью в медицинской деятельности понимается недостаточное обследование или невыполнение специальных исследований; недостаточная организация лечебного процесса; несоблюдение действующих медицинских инструкций и приказов. До трети исковых заявлений и судебных решений в пользу пациента обусловлены недостатками при информировании пациентов. В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 указано, что «пациенту гарантировано право на добровольное и информированное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства».
В Письме Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС РФ № 5460/30-3 от 29.10.1999 г. дается разъяснение, что «информированное согласие (несогласие)» пациента подразумевает обязательность письменного оформления решения пациента на медицинское вмешательство в медицинской документации (история болезни, амбулаторная карта), которое заверяется подписью пациента (его законного представителя) и лечащим врачом. Информированное добровольное согласие пациента должно содержать обоснование лечения, т.е. прогноз течения болезни без этого вмешательства, предпосылки (клинико-лабораторные показания) для использования рекомендованного лечебного метода; основные ожидаемые результаты лечения и обсуждение тех моментов (сопутствующие заболевания, соблюдение больным режимных и специальных правил и т.д.), которые могут повлиять на результат; основные опасности лечения, включая вероятность, тяжесть и время проявления возможных побочных эффектов; обсуждение альтернативных лечебных методов.
При разбирательстве почти 70% исков очень остро вставал вопрос ненадлежащего ведения врачом первичной документации. Для российских судов пробелы в оформлении документации являются поводом для вынесения решений в пользу пациентов. Правильно же составленные врачебные записи могут служить доказательным подтверждением выполнения полного объема необходимых манипуляций и информирования пациентов.
Примером таких записей могут служить приведенные ниже Бланк 1 (заполняемый при назначении лечения) и Бланк 2 (заполняемый при выписке пациента).
Таким образом, защите прав пациентов в России уделяется большое внимание. Однако, к сожалению, до настоящего времени нет действенной системы защиты прав медицинского работника.
Бланк 1
Бланк 2
Тезисы выступления на пресс-конференции "Правовые инструменты защиты профессиональной деятельности врача".
Новости медицины2011-6-20 12:47 |