Главная беда российской системы здравоохранения в том, что из бюджетных средств, выделяемых медучреждениям, собственно на лечение больного денег не остается - все уходит на содержание основных фондов. Поэтому цель у реформы одна: финансировать медучреждения в зависимости не от койкомест и медперсонала, а от количества вылеченных больных и качества их здоровья. По подсчетам Минэкономразвития, при сегодняшней системе финансирования медицины один больной обходится государству примерно в $60 в год - это в десять раз дороже, чем, например, в Киргизии (два года назад в этой республике реформирована система здравоохранения), а эффективность гораздо ниже, поскольку механизмы финансирования устарели.
Сейчас средства на обязательное медицинское страхование собираются в рамках ЕСН. Но это не бюджетное финансирование, а скорее администрирование через налоговую систему. Поэтому, по словам вице-премьера Валентины Матвиенко, даже если финансирование существующей системы будет увеличено в разы, эффективность медицинского обслуживания не повысится. Вывод один: необходимо менять всю систему финансирования. Но на реформирование системы здравоохранения, как и на всякую другую реформу, требуются немалые средства. При этом дефицит Фонда обязательного медстрахования тоже немалый: 50 - 70 млрд. руб. По подсчетам первого замминистра Минэкономразвития Михаила Дмитриева, на реформу необходимо еще около 40 млрд. руб.
При разработке концепции реформы системы обязательного медицинского страхования в Минэкономразвития пришли к выводу, что самый легкий путь - обеспечить каждую категорию граждан своим страхователем, который и будет платить взносы на финансирование обязательного медицинского страхования. Например, предполагается, что за работающих граждан будет платить работодатель, отчисляя 3,6% в составе единого социального налога, а за неработающих - Пенсионный фонд (ПФ) вместе с субъектами федерации.
Но поскольку для ПФ участие в наполнении Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) - дело новое, то до официального старта медицинской реформы, который пришлось перенести на следующий год, реформу было решено начать с эксперимента с участием ПФ (об этом Ъ писал 10.02.2003).
На вчерашнем совещании у премьера вопрос об участии Пенсионного фонда в модернизации системы здравоохранения и стал основным. Как выяснилось, идея эксперимента, который собирается проводить в регионах Пенсионный фонд, оказалась весьма популярной у руководителей регионов: вместо запланированных 10 - 15 регионов готовность получить пенсионные деньги на здравоохранение выразили 24 региона. Поэтому, оценив значимость Пенсионного фонда для предстоящего оздоровления регионов, Михаил Касьянов распорядился ускорить подготовку и принятие мер, которые обеспечат инвестирование накопительной части пенсий, а новый проект концепции ОМС внести на рассмотрение в правительство уже 15.02.2003.
Источник: Pharmindex.ru
2011-6-20 13:50 |