Осанка в исходном положении

Осанка в исходном положении

Гимнастика

Занятия гимнастикой с детьми 3–7 лет лучше всего проводить утром (после ночного сна) или днем (через 1,5–2 часа после завтрака или дневного сна). Если родители располагают временем только вечером, то заниматься с ребенком надо не позднее, чем за час до сна. При организации занятий необходимо следить за чистотой помещения и воздуха. В холодное время года необходимо заниматься в хорошо проветренной комнате, желательно при открытой форточке, летом – на лужайке, лесной поляне, в саду или парке.

Упражнения с исходным положением лежа или сидя следует выполнять на коврике (длиной 1–1,5 м), головной конец которого должен быть помечен. Коврик нужно ежедневно встряхивать и использовать только для занятий.

Прежде чем начать заниматься с детьми, родителям следует ознакомиться с описанием упражнений и по несколько раз проделать их самим, чтобы уметь правильно показать детям.

Все задания должны быть ясными и четкими. Нельзя утомлять ребенка пространными объяснениями. Ведь у детей (особенно в 3–4-летнем возрасте) внимание весьма неустойчиво: они не могут долго сосредотачиваться на каком-то одном действии, а тем более на его объяснении, поэтому следует меньше говорить и больше показывать. Чтобы ребенок понял, что ему нужно делать, рекомендуется давать упражнения образные, с хорошо запоминающимися названиями: «Уточка», «Лошадка», «Лыжник» и т.п.

Дошкольников быстро утомляет всякое однообразие, поэтому необходимо часто менять упражнения, все время придумывая новые задания.

Координация движений у детей дошкольного возраста, особенно у 3–4-летних, еще несовершенна, поэтому не стоит требовать от них абсолютной правильности выполнения упражнений. Важно, чтобы ребенок правильно выполнял основные элементы движений. Из-за усложнения заданий и увеличения нагрузки на психику ребенка и его физиологические системы не следует значительно увеличивать продолжительность занятий.

Полезно тщательно анализировать сложность тех или иных упражнений для ребенка, подмечать, что ему нравится больше, и в то же время побуждать его преодолевать возникающие трудности, поощряя даже при маленьких победах. В процессе освоения новых упражнений по мере разучивания отдельных их элементов полезно подбадривать малыша.

Если вы видите, что ребенок не в состоянии решить поставленную перед ним задачу, постарайтесь незаметно упростить ее и порадуйтесь успешному выполнению. Для воспитания у ребенка устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями чрезвычайно важно добиться того, чтобы у него было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы крепла уверенность в своих силах.

Необходимо разнообразить исходные положения при выполнении упражнений (стоя, лежа на спине, лежа на животе, на четвереньках и т.п.). Различным должен быть и темп движений, который обычно зависит от характера упражнения (родителям следует руководствоваться методическими указаниями, сделанными при описании упражнений).

Исключительно важное значение имеет дозировка упражнений, так как дети в этом возрасте быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Поэтому количество повторений движений должно колебаться от 2–3 до 5–6. Необходимо начинать с минимальной дозировки упражнений и всегда следить за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся. После наиболее трудных упражнений надо делать кратковременные паузы для отдыха (30–60 секунд).

Во время занятий не следует добиваться того, чтобы дети сознательно регулировали дыхание и согласовывали его с движениями. Оно всегда должно быть произвольным и свободным. Нужно обращать внимание лишь на то, чтобы ребенок никогда не задерживал дыхания и дышал носом.

Очень важно следить за правильным положением тела ребенка во время выполнения движений.

Надо стараться подбирать упражнения преимущественно для развития больших мышечных групп (особенно мышц спины и живота), чтобы создать естественный мышечный «корсет», необходимый для формирования правильной осанки.

Большое значение имеет равномерное распределение нагрузки на все части тела, т.е. постоянная смена движений для рук, ног и туловища. При этом нужно обязательно чередовать сложные упражнения с более легкими.

Примеры гимнастических упражнений для детей 3–5 лет

1. «Цапля». Ходьба по комнате, высоко поднимая то одну, то другую ногу, слегка согнутую в колене. Выполнять 30–40 секунд.

2. «Бросай мяч». Бросать малый мяч взрослому и ловить его. Повторить 5–6 раз.

3. Ходьба с палкой за спиной. Ребенок держит гимнастическую палку за спиной на уровне лопаток и ходит по комнате, высоко подняв голову и держа туловище прямо. Выполнять в течение 30–50 секунд.

4. Ходьба по наклонной доске. Ребенок самостоятельно поднимается и спускается по доске, установленной наклонно. Темп средний. Повторить 2–3 раза. Взрослый находится рядом и подстраховывает ребенка.

5. Ходьба по доске на четвереньках. Установить доску горизонтально на высоте 20–30 см от пола. Пройти по доске на четвереньках. Темп средний. Повторить 2–3 раза.

6. «Перелезь через палку». И.п. – стоя, ноги слегка врозь, держа палку (длина 87 см) за концы перед собой. Высоко поднимая ноги, поочередно переносить их через палку вперед и обратно в и.п., сохраняя равновесие. Повторить 2–3 раза.

7. «Ходьба на четвереньках» по комнате в течение 40–60 секунд в среднем темпе.

8. «Конькобежец». И.п. – стоя, руки за спиной, ноги слегка согнуты в коленных суставах. Наклонившись вперед, пройти по комнате как конькобежец в течение 40–60 секунд.

9. «Горнолыжник». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнить приседание, наклонившись вперед и одновременно отводя прямые руки назад. Повторить 3–4 раза.

10. Ходьба на носках, на пятках, на внутренних и наружных сводах стопы. Ребенок ходит разными видами ходьбы в течение 1–1,5 минут.

Продолжительность занятия 20–25 минут.

Примеры гимнастических упражнений для детей 5–7 лет

1. «Хлопушка». И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Хлопки в ладоши над головой и за спиной. Повторить в среднем темпе 8–10 раз.

2. «Перешагни через руки». И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены, пальцы сцеплены. Слегка наклоняясь вперед, перешагивать через сцепленные пальцы рук то правой, то левой ногой. Повторить в среднем темпе по 3–5 раз каждой ногой.

3. «Наклоны в стороны с палкой за спиной». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты и держат палку (длина 87 см) за спиной на уровне лопаток. Наклоняться вправо и влево, сохраняя прямое положение туловища. Темп средний. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.

4. «Кошка выгибает спину». И.п. – стоя на четвереньках. Опуская голову, выгнуть спину дугой вверх, как кошка после сна. Темп медленный. Повторить 2–3 раза.

5. «Кошка потягивается». И.п. – то же. Поднимая голову и вытягивая руки вперед, прогнуть спину (дуга вниз). Темп медленный. Повторить 2–3 раза.

6. «Велосипедист». И.п. – лежа на спине, ноги слегка согнуты и приподняты, руки вытянуты вдоль туловища. Попеременно сгибать и разгибать ноги, имитируя движения велосипедиста. Выполнять 10–15 секунд.

7. «Толкай мяч головой». И.п. – стоя на четвереньках, положив перед собой большой мяч. Толкая мяч головой, катить его вперед, передвигаясь на четвереньках. Выполнять 10–15 секунд.

8. «Рыбка». И.п. – лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях под подбородком. Одновременно приподнять голову, плечи и ноги, руки вытянуть вперед. Темп средний. Повторить 3–4 раза.

9. Кувырок. И.п. – сидя на корточках, опираясь ладонями о пол. Опустить голову к коленям, затем подать туловище вперед, перенести тяжесть тела на руки и, слегка касаясь затылком пола, сделать кувырок вперед. Повторить 2–3 раза.

10. «Лягушка». И.п. – стоя на четвереньках. Прыгать по комнате как лягушка. Выполнять 10–15 секунд.

11. Бег со скакалкой. Продвигаясь вперед бегом и вращая скакалку, прыгать через нее с ноги на ногу. Выполнять 1–1,5 минуты.

12. «Мяч-попрыгунчик». Ходьба по комнате, с силой ударяя ладонью по малому мячу. Выполнять 40–60 секунд.

13. Ходьба разными видами. Ходить по комнате на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стоп. Выполнять в течение 40–60 секунд.

Продолжительность занятия – 30–35 минут.

Ирина КОТЕШЕВА, канд. мед. наук

Источник: Журнал Профилактика

Темы: #руки #повторить #ноги #упражнений #вперед #секунд #стоя #выполнять

2011-6-20 13:00